Имеет ли человек "право не рождаться"? | |
Если последовать за западной "правозащитной" логикой, то неизменно приходишь к выводу о том, что человек имеет "право не рождаться". Также этот вывод вполне соответствует "ценностям" либерализма, ведь человек появляется на свет не по своему праву, не по своему выбору и не по своей свободе. Рождённый человек по определению не свободен, и в этой "несвободе" он пребывает всю свою жизнь. Индивид как-то умудряется существовать, адаптируясь к условиям среды, находит и конструирует радости, цели и смыслы, но в конце концов, успешно приспосабливаясь или нет, его ожидает самое главное событие в жизни и самая главная несвобода - смерть. Дабы отсечь ненужную шумиху, сообщу, что право не рождаться косвенно подтверждалось несколько раз во Франции в начале нулевых и теперь в Британии. После серии судебных тяжеб, в ноябре 2000 года Высший апелляционный суд Франции постановил выплатить компенсацию Николасу Перюше (Nicolas Perruche), на то время 17-летнему парню, который родился глухим, слабовидящим, немым и с серьёзным повреждением головного мозга. Его мать во время беременности перенесла краснуху и обвинила врачей в том, что ей неверно поставили диагноз и разрешили рожать, в противном случае, она сделала бы аборт, не позволив родиться ребёнку с отклонениями. В 2001 году суд назначил материальную компенсацию мальчику с синдромом Дауна, основание то же, ошибка врача при прогнозе, если бы была выявлена угроза, то мать пошла бы на аборт. В этом же году, по делу трёх семей Высший апелляционный суд Франции признал право больного ребёнка не появляться на свет - дети, рождённые инвалидами, получили право на денежную компенсацию, в случае, если их матери из-за халатности или ошибки врача не сделали абортирование больного ребёнка. Однако, под давлением консервативных кругов и медиков, опасаясь судебного хаоса, в 2002 году французские власти отменили эти судебные решения и приняли закон, согласно которому "никто не может требовать компенсации ущерба на основании факта своего рождения".
Есть такой еврейский философ из ЮАР как Давид Бенатар. В своей книге "Лучше никогда не существовать" (2006) он заявляет, что каждое рождение ребёнка "всегда есть вред" и человечеству следует исчезнуть путём отказа от размножения. Его идеи основываются на радикальном экологизме, но более всего - на "филантропии". "Новые люди не должны появляться на свет из-за страданий, которые эти индивидуумиы должны будут перенести... в жизни человека много боли и страданий, поэтому нехорошо рожать новых людей", - говорит Бенатар. В своём антинатализме он полагает, что плохого в жизни больше, чем хорошего, стремиться улучшать мир не имеет смысла, так как цена за это многие "страдающие" поколения, а родители несут ответственность за "страдания" своих детей, поскольку именно они произвели их на свет.
Как видим, юридические и философские брожения на тему права не рождаться идут. И по всей видимости, рано или поздно, западные правозащитнички и сокращатели населения так или иначе запишут его в свою повестку. В процессе неизменно возникает вопрос ответственности. Кого именно следует наказывать за нарушение такого права? Врачей, не сумевших предсказать патологию и лишивших тем самым женщину права на внутриутробное убийство, или родителей, производящих здоровое, но "страдающее" потомство, как говорит Бенатар. Попытаюсь ответить - ни то, ни другое. Прежде всего потому, что преследование этих двух "виновных" вызовет нежелательное напряжение и массу абсурдных судебных исков. Кроме того, сии объекты сами есть жертвы более раннего "правонарушения", и являются всего лишь продуктами системы, а следовательно, винить их нельзя. Представляется, что ответственность за нарушение права не рождаться будет возложена на традиционную культуру во всех её проявлениях: религия, патриархальность, наследие литературы, живописи и кино, традиции и так далее. Ещё можно ожидать пересмотра и нападения на физиологию и психику человека. Инстинкт размножения или труднопреодолимая тяга к процессу воспроизводства может быть объявлена нежелательным явлением, которое следует подавлять. | |
|
|
|
| |