Рейтинг экспортеров истребителей: Россия занимает второе место

Рейтинг экспортеров истребителей: Россия занимает второе место
Центр анализа мировой торговли оружием опубликовал обновленный отчет по экспортным поставкам новых истребителей по двум 4-летним периодам: 2011-2014 г. (по реализованным поставкам) и 2015-2018 г. (прогноз). Ниже приведен обзор-рейтинг в пересчете по экспортерам. Тройка лидеров выглядит так: США, Россия, Китай. Расчет сделан с учетом относительной стабильности мировой экономики в предстоящие 4 года.
Естественным следствием фактора экономического кризиса является снижение оборонных расходов и, соответственно, средств, выделяемых на закупки вооружений. Это может сказаться на сроках реализации поставочных программ по уже заключенным контрактам (здесь возможны корректировки в отношении графиков поставок и сроков выплат по контрактам). В большей степени кризис может сказаться на программах, которые на текущий момент еще находятся в стадии обсуждения. Здесь возможны варианты вплоть до полного отказа от тех или иных программ.

В то же время, одновременно эту ситуацию будет «демпфировать» второй фактор: даже в условиях острого экономического кризиса, как правило, оборонные расходы идут под сокращение в последнюю очередь, тем более с учетом нынешней крайне напряженной военно-политической ситуации в мире. В связи с обострением конфликтов в ряде регионов мира, правительства многих стран вряд ли пойдут на существенные сокращения оборонных закупок. Особенно это касается стран в регионах с повышенной конфликтностью. Очевидно, что в этих странах, даже в условиях мирового экономического кризиса, будет превалировать второй фактор, то есть закупки оружия продолжатся, и, возможно, еще в больших объемах.

С учетом вышесказанного, в предстоящий 4-летний период (2015-2018 гг.) объем продаж новых многофункциональных истребителей может составить, по оценке ЦАМТО, 583 ед. на сумму 64,34 млрд. долл. в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, заявленным намерениям и проводимым тендерам.

В прошедший 4-летний период (2011-2014 гг.) было поставлено на экспорт или произведено по лицензии 437 новых истребителей на сумму 27,66 млрд. долл.

Всего в 2011-2014 гг. было экспортировано 563 истребителя на сумму 28,5 млрд. долл. При этом объем продаж новых самолетов составил 77,6% от общего количества или 97% от стоимости общемировых поставок.

В процентном выражении рост поставок новых истребителей в 2015-2018 гг. по сравнению с 2011-2014 гг. составит 33,41% в количественном выражении при росте экспорта в стоимостном выражении на 132,61%. Некоторый спад в 2013-2014 гг. был связан, прежде всего, с переносом графика поставок заказчикам истребителей F-35 «Лайтнинг-2» и задержками с подписанием ряда контрактов по уже проведенным или ведущимся длительное время тендерам.

В 2011-2014 гг. средняя потребность в новых многофункциональных истребителях на мировом рынке составила 109 ед. в год. В 2015-2018 гг. ежегодный спрос увеличится до 146 машин.

При оценке прогноза экспорта в 2015-2018 гг. учитывались как уже заключенные контракты, так и программы, находящиеся на продвинутых или финальных стадиях обсуждения, а также заявленные на официальном уровне намерения по закупке истребителей. Безусловно, даже по уже заключенным контрактам реальные поставки могут быть сдвинуты по времени по различным причинам, в том числе в связи с экономическом кризисом. Еще более неопределенной является ориентировочная оценка по контрактам, которые только планируются к подписанию. То есть приведенные цифры по периоду 2015-2018 гг., естественно, очень «волатильны» и в большей степени отражают не фактические поставки в этот период, а оценочный объем возможных поставок в случае реализации в полном объеме заявленных программ в расчетный период.

Прогноз поставок по отдельным годам на период 2015-2018 гг. также во многом носит оценочный характер, поскольку просчитать точно по годам поставки по контрактам, которые еще только планируются к подписанию, не представляется возможным. По уже подписанным контрактам также возможны существенные сдвиги относительно первоначально заявленных графиков.

То есть более корректно цифры на 2015-2018 гг. рассматривать как имеющийся «потенциал» на мировом рынке той или иной страны, той или иной компании.

По методике ЦАМТО, в категорию «новые» включены поставки новых истребителей, лицензионные программы, а также поставки самолетов из состава ВС стран-экспортеров, модернизированных до уровня практически новых машин с продленным сроком эксплуатации, цена которых на момент поставки составляет более 50% от стоимости нового истребителя того же типа на тот же период времени, но не менее 20 млн. долл.

В данную категорию включены только многофункциональные истребители. Легкие истребители, которые по факту являются учебно-боевыми самолетами, в данную категорию не входят.

В нижеприведенном рейтинге страны-поставщики ранжированы по количеству поставленных и планируемых к поставке машин в период 2011-2018 гг.

Как уже отмечалось выше, прогноз поставок на 2015-2018 носит вероятностный характер и будет близок к действительности в случае выполнения графиков поставок по текущим контрактам, а также заявленным намерениям и проводимым тендерам.

Рейтинг стран-экспортеров истребителей

Первое место по количественному параметру по периоду 2011-2018 гг. с незначительным отрывом от России занимают США (370 истребителей на сумму 44,68 млрд. долл.). По стоимостному параметру США с большим отрывом занимают первое место.

В 2011-2014 гг. на экспорт было поставлено 149 истребителей на сумму 13,39 млрд. долл. На период 2015-2018 гг. прогнозируемый объем поставок на текущий момент оценивается в 221 новую машину на сумму 31,28 млрд. долл. Снижение показателей США в 2013-2014 гг. было связано с задержкой производства истребителей F-35 «Лайтнинг-2» и переносом сроков закупки этих самолетов многими участниками программы. Это было временное явление. На текущий момент США имеют самый крупный пакет экспортных заказов как на период 2015-2018 гг., так и после 2019 года (это без учета того, что США имеют большие шансы на победу в ряде крупнейших международных тендеров).

Второе место в рейтинге по периоду 2011-2018 гг. занимает Россия (345 машин на сумму 16,12 млрд. долл.).

В первый 4-летний период (2011-2014 гг.) на экспорт было поставлено 188 самолетов (с учетом лицензионного производства Су-30МКИ в Индии) на сумму 7,80 млрд. долл. Это обеспечило России в 2011-2014 гг. первое место по количественному параметру. Во втором 4-летнем периоде (2015-2018 гг.) текущий пакет заказов и заявленных намерений по прямой поставке, переговоры по которым продолжаются, оценивается в 157 ед. на сумму 8,32 млрд. долл.

Второе место в рассматриваемый период обеспечат России ожидаемые контракты с Китаем, Казахстаном, Египтом и Вьетнамом. Для сохранения за Россией твердого второго места в период с 2019 года и далее необходимы новые контракты.

Что касается отрыва США от России, то в дальнейшем он будет увеличиваться, поскольку с 2016 года и далее ежегодно будет возрастать количество F-35, поставляемых на экспорт по уже заключенным контрактам. Кроме того, США имеют высокие шансы на заключение контрактов на поставку F-35 еще с рядом стран.

Третье место по периоду 2011-2018 гг. по количественному параметру, в основном за счет поставок Пакистану истребителей JF-17 «Тандер», занимает Китай (91 машина на сумму 2,03 млрд. долл.). В первый 4-летний период (2011-2014 гг.) на экспорт был поставлен (либо произведен по лицензии) 51 истребитель на сумму 830 млн. долл., во втором 4-летнем периоде (2015-2018 гг.) объем поставок составит не менее 40 ед. на сумму 1,2 млрд. долл. Снижение расчетных данных по Китаю связано с отставанием темпов производства JF-17 «Тандер» Пакистаном относительно ранее заявленного графика.

Четвертое место по периоду 2011-2018 гг. в рейтинге по количественному параметру занимает Великобритания (66 истребителей на сумму 11,65 млрд. долл.). В 2011-2014 гг. Великобритания (как головной исполнитель) начала поставки истребителей EF-2000 «Тайфун» Саудовской Аравии. Всего в этот период было поставлено 28 самолетов на сумму 4,38 млрд. долл. Во втором 4-летнем периоде (2015-2018 гг.) основные поставки будут обеспечены производством истребителей EF-2000 «Тайфун» для Саудовской Аравии и Омана, а также, возможно, для Бахрейна и Кувейта. Всего в этот период на экспорт планируется поставить 38 машин на сумму 7,27 млрд. долл.

Пятое место с первыми экспортными заказами на истребители «Рафаль» для ВВС Египта, Катара, а также Индии (официальный контракт с Индией пока не заключен) занимает Франция (пока в расчете потенциальный контракт с Индией учтен). В рейтинге Франция занимает пятую позицию, поскольку в рассматриваемый период планируются только начальные поставки по этим соглашениям (ориентировочно 36 машин на сумму 6,78 млрд. долл.). Учитывая отказ Индии от закупки крупной партии истребителей «Рафаль» (теперь речь идеи о закупке 36 ед. вместо 126 ед.), Франция в будущем вряд ли войдет в тройку лидеров, несмотря на крупный успех в Катаре и Египте.

Контракт на поставку 24 многоцелевых истребителей «Рафаль» для ВВС Египта был подписан 16 февраля 2015 года в Каире. Подробности соглашения на поставку самолетов пока не раскрываются. Известно, что ВВС Египта получат 16 двухместных самолетов «Рафаль-B» и 8 одноместных «Рафаль-C». Предполагается, что истребители «Рафаль» ВВС Египта будут оснащены ракетами MICA класса «воздух-воздух», КР SCALP, а также модульными боеприпасами класса «воздух-земля» AASM (Armement Air-Sol Modulaire) компании «Сажем». На территории летно-испытательного центра компании «Дассо» на авиабазе «Истр» 20 июля состоялась официальная церемония передачи ВВС Египта первых трех многоцелевых истребителей «Рафаль». Столь оперативная поставка связана с тем, что ранее эти самолеты предназначались для ВВС Франции.

Контракт стоимостью 6,3 млрд. евро (7,02 млрд. долл.) на поставку ВВС Катара 24 истребителей «Рафаль» был подписан в Дохе 4 мая 2015 года. Шесть самолетов будут поставлены в одноместной версии и 18 ед. – в двухместной. Соглашение также предусматривает поставку управляемых ракет класса «воздух-воздух» MICA и «Метеор», крылатых ракет «Скальп» компании MBDA, модульных боеприпасов класса «воздух-земля» AASM компании «Сажем».

Шестое место по периоду 2011-2018 гг. с истребителем JAS-39 «Грипен» занимает Швеция (33 машины на сумму 2,16 млрд. долл.). В первый 4-летний период (2011-2014 гг.) на экспорт в ЮАР и Таиланд был поставлен 21 самолет на сумму 1,26 млрд. долл. На второй 4-летний период (2015-2018 гг.) портфель заказов составляет 12 ед. на сумму 1,4 млрд. долл.

Швеция получила крупный заказ от ВВС Бразилии, поставки по которому начнутся в 2018 году (оценочно, 6 ед.) и продолжатся до 2023 года (оставшиеся 30 ед.). Таким образом, у Швеции есть крупный потенциальный «задел» на среднесрочную перспективу. Причем одновременно с этим заказом Швеция имеет все шансы обеспечить себе «комфортную» позицию в рейтинге и в долгосрочной перспективе, поскольку после поставки первых 36 самолетов ВВС Бразилии рассчитывают получить 72 дополнительных истребителя «Грипен E/F» в период до 2032 года. Предположительно, две следующие партии будут полностью собраны в Бразилии, в т.ч. для потенциальных заказчиков в латиноамериканском регионе.

Седьмое место с первым экспортным заказом на 6 истребителей JF-17 «Тандер» стоимостью 145 млн. долл. для ВВС Мьянмы занимает Пакистан. Самолеты должны быть поставлены заказчику в 2017 году. Этот контракт отнесен на счет Пакистана как головного исполнителя.

По категории «тендер», результаты которых пока не подведены, в расчетный период (2015-2018 гг.) планируется поставить на экспорт 73 новых многофункциональных истребителя на сумму 7,94 млрд. долл. По результатам этих тендеров при удачном стечении обстоятельств Россия на некоторый период могла бы вернуть себе лидерство в данном сегменте рынка вооружений (по количественному параметру).

На текущий момент тендеры уже проводят (либо планируют объявить) Бельгия, Венесуэла (здесь скорее не тендер, а выбор из двух возможных вариантов), Дания, Индонезия, Иран (намерение), Канада, Кувейт, Малайзия, ОАЭ, Перу, Финляндия и Швейцария (повторная программа закупки после провала референдума по приобретению истребителей JAS-39E/F «Грипен» («Грипен NG»)).

Из вышеперечисленных стран Россия имеет перспективы в Венесуэле, Индонезии, Иране, Малайзии и Перу.

При расчете рынка новых истребителей учтены поставки новых машин по уже заключенным контрактам, лицензионные программы, а также планируемые поставки по заявленным программам, переговоры по которым находятся на продвинутой стадии обсуждения. В расчет по всем мировым экспортерам истребителей включены только экспортные заказы (лицензионные программы), поставки на внутренний рынок не учитываются. Не учитываются также поставки самолетов из состава ВС стран-экспортеров и экспортные программы по модернизации, если они не входят по стоимости в указанную выше ценовую категорию.

Более подробный материал опубликован в открытом доступе на сайте ЦАМТО в разделе «Выставки вооружений». Полностью материал опубликован в журнале «Мировая торговля оружием» № 8.  



2015 » Сентябрь » 21 / 17:11 / Просмотров: 997 / Комментариев: 0

omForm">
avatar