Россия и Китай. Конкуренция на глобальном рынке вооружений

Россия и Китай. Конкуренция на глобальном рынке вооружений
Военная промышленность Китая на протяжении долгого времени находилась в тени российской оборонной отрасли, считает обозреватель The National Interest Роберт Фарли. В начале холодной войны основы военно-промышленного комплекса Китая были заложены при содействии советской оборонной промышленности: СССР выдавал лицензий на технологии, поставлял сборочные комплекты и командировал военных специалистов.
Впоследствии с возникновением конфронтации между Китаем и СССР китайцы всячески старались не отставать от «старшего брата», собирая низкокачественные подделки новейшей советской техники. После окончания холодной войны поставки российской техники и технологий дали толчок развитию китайской оборонной отрасли, которая находилась в упадке на протяжении большей части эпохи правления Дэн Сяопина (Deng Xiaoping).

Китайский ВПК по-прежнему может многое перенять у России, однако во многих направлениях он российскую оборонную промышленность уже догнал. Судя по динамике развития китайского технического сектора, китайские военные технологии в следующем десятилетии выйдут даже на более высокий уровень по сравнению с российскими. В поставках вооружений Китай пока находится на более низком уровне по сравнению с Россией. Однако в следующем десятилетии следует ожидать, что Россия и Китай будут вести ожесточенную конкурентную борьбу за рынки сбыта в следующих пяти секторах.

Истребители

Если реализация проекта Shenyang (корпорация Shenyang Aircraft является крупнейшим производителем военных самолетов в Китае — прим. пер.) пойдет в соответствии с планом, то истребитель J-31 станет вторым малозаметным истребителем пятого поколения, который должен выйти на международный экспортный рынок. Судя по предварительным сообщениям об этой машине, самолет будет напоминать не столько российский многофункциональный истребитель ПАК ФА Т-50, сколько американский истребитель-бомбардировщик Lockheed Martin F-35. Правда, у J-31 будет два двигателя, и, вероятно, не будет бортового радиоэлектронного оборудования, сопоставимого с тем, что установлено на истребителях, созданных по программе Joint Strike Fighter («Единый ударный истребитель»).

В нижнем ценовом сегменте в прошлом году определенным успехом пользовался истребитель-бомбардировщик JF-17 Thunder совместной китайско-пакистанской разработки на основе МиГ-21. Оба самолета — J-31 и JF-17 могли бы стать для Китая средствами ударной авиации верхней и нижней ценовой категорий, предназначенными либо для разных покупателей, либо для тех стран, которые заинтересованы в диверсификации своего парка истребительной авиации.

Россия, с другой стороны, по-прежнему с огромным успехом производит свои СУ-27, продавая их модификации во многие страны Юго-восточной Азии. Правда, продажи других истребителей сократились — особенно после того, как в результате выявленных недостатков возникли проблемы с продажей истребителей МиГ-29. С козырями в рукаве у Москвы туго: тут можно упомянуть лишь авиационные комплексы фронтовой авиации пятого поколения ПАК ФА Т-50, серийное производство которых по-прежнему не начато. Получившие широкую огласку разногласия между Индией и Россией в связи с ПАК ФА (по проекту создания индийского истребителя на безе ПАК ФА — прим. пер.) должны стать предупреждением для всех заказчиков, которых интересует этот самолет.

Подводные лодки

В последние несколько месяцев Китай решительно занялся экспортом электро-дизельных подводных лодок. Китай впервые вышел на этот рынок, заключив ряд сделок по производству и передаче подлодок с Таиландом и Пакистаном.

Первой жертвой успеха Китая в этом сегменте рынка, вне всякого сомнения, станет Россия, которая производит очень похожие подводные лодки. Российские судостроители уже давно беспокоились о том, что передача субмарин класса Kilo Китаю в 1990-2000-х годах в долгосрочной перспективе нанесет ущерб российской промышленности, поскольку благодаря полученным технологиям Китай сможет производить более совершенные подлодки. Похоже, что эти опасения оправдались.

Несомненно, производство подводных лодок остается более устойчивым и жизнеспособным сектором, чем остальные направления российского судостроения. Кроме того, у Китая мало опыта в транспортировке и передаче заказчику таких больших и современных судов (эту проблему испытывает и Япония). Следовательно, у России по-прежнему есть некоторые преимущества. Но со временем не останется и их.

Танки

Конструкторское бюро, работающее над созданием семейства танков «Армата», дало четко понять, что оно против того, чтобы экспортировать эти танки в Китай. У русских есть все основания лишить одного из самых главных в мире покупателей вооружений радости обладания «Арматами». Из-за не совсем добросовестного отношения китайцев к российской интеллектуальной собственности возникли, например, проблемы с продажей истребителей Су-27.

Но оказалось, что это не такая уж большая проблема для китайских конструкторов. Китай разрабатывает свой собственный танк (VT-4 или MBT3000), который, вне всякого сомнения, будет конкурировать с российскими танками. По мнению китайских аналитиков (разумеется, абсолютно беспристрастному), их танки по техническим характеристикам будут превосходить российские. Если китайские танки хоть в какой-то степени смогут конкурировать с российскими, то у России могут возникнуть проблемы с продажей «Армат» в необходимых ей количествах.

Положительным моментом для России является то, что Индия подняла шум в связи с намерением отказаться от производства основного боевого танка Arjun. Его разработка длилась не одно десятилетие, на нее были потрачены огромные средства, но в результате танк с необходимыми характеристиками так и не был создан. Покупать китайские танки Индия не будет, следовательно, если русские смогут создать более привлекательную машину, чем различные западные конкуренты, то не исключено, что им удастся найти рынок сбыта.

Зенитно-ракетные комплексы

Недавно Китай вызвал сенсацию, приобретя российский зенитно-ракетный комплекс «земля-воздух» большой и средней дальности С-400 «Триумф». И хотя в контракте, по-видимому, были оговорены условия по защите российской интеллектуальной собственности, все же есть опасения, что Китай вскроет технологию путем «переконструирования» и начнет перепродавать отдельные системы. Но, скорее всего, Россия попросту решила, что китайцы уже догнали Россию по техническому оснащению систем ПВО настолько, что было бы совершенно бессмысленно отказываться от последней коммерческой поставки.

И Китай, и Россия активизировали усилия в области поставок зенитно-ракетных комплексов. Россия разработала конкретные планы поставок, помимо прочего, систем класса «земля-воздух» в Иран и Бразилию. Возможно, что Китай, в конечном счете, и не реализует сделку, заключенную с Турцией по совместному производству системы ЗРК дальнего действия HQ-9, но то, что он сделал конкурентное предложение, свидетельствует о том, как далеко продвинулись китайские технологии.

По-прежнему существует вероятность, что России удастся привлечь таких покупателей на периферии Китая, как Вьетнам и Малайзия — если она сможет оттеснить западных экспортеров. Но в этой сфере Китай и Россия ведут конкурентную борьбу в основном за одних и тех же покупателей и предлагают товары, который по своим характеристикам выглядят почти одинаково.

Ракетное оружие

Рынок баллистических ракет сильно изменился. Во времена холодной войны Советский Союз продавал баллистические ракеты малой дальности — как правило, модификации ракет Р-17 (по классификации НАТО — Scud В) — во многие страны мира. В последние десятилетия ужесточенный контроль над вооружениями и изменение политической ситуации в мире привели к тому, что такие сделки стали осуществляться гораздо реже.

Однако в целом экспорт крылатых баллистических ракет остается честным бизнесом. И Китай, и Россия десятилетиями продают БР в Юго-восточную Азию, на Ближний Восток и Африку. Хотя китайские ракеты (созданные на базе российских прототипов) по характеристикам часто отстают от российских, Китай в последние десять лет интенсивно работает над созданием собственных современных крылатых ракет — в основном в рамках собственного проекта сетей ограничения и запрещения доступа А2/AD.

Кроме того, преимущества России в основном обусловлены стратегическими соображениями покупателей. Многие потенциальные покупатели находятся в Юго-восточной Азии, где очень опасаются китайского вторжения. Китай почти не заинтересован в продажах ядерного оружия странам, которые в конечном итоге могут нацелить крылатые баллистические ракеты на корабли военно-морских сил КНР. Хотя Китай и Россия, безусловно, могут бороться за рынки сбыта в Африке и Латинской Америке.

Вывод

В отношении военной техники Россия много лет имела превосходство над Китаем. В годы холодной войны обе страны использовали торговлю оружием в качестве средства усиления политического влияния. Однако сейчас основной целью являются деньги. России крайне необходима активно действующая и жизнеспособная отрасль, работающая на экспорт оружия для поддержки находящейся в состоянии упадка промышленности и экономики, которая стала полностью зависимой от энергоресурсов. Но в долгосрочной перспективе все карты окажутся на руках у Китая. В ближайшие десятилетия российскому оружию будет трудно сохранить конкурентноспособность, учитывая все более динамично развивающийся военно-промышленный комплекс Китая.

Автор — доцент Школы дипломатии и международной торговли Паттерсона при Университете Кентукки. Он занимается вопросами военных доктрин, национальной безопасности и морского дела.



2015 » Июль » 15 / 21:25 / Просмотров: 839 / Комментариев: 0

omForm">
avatar