Девять американских войн | ||
Для того, чтобы утвердить и удержать свое "право" на эксплуатацию других народов, Америка регулярно прибегает к использованию крайних форм насилия, и прежде всего военного. Давайте посмотрим, к чему привело незаконное вмешательство сша в самые известные конфликты. 1950-1953 Корейская войнаКонфликт между Северной и Южной Кореей, в котором США возглавляли коалицию миротворческих сил ООН, в которую входило 16 стран После Второй мировой войны США и СССР подписали договор о временном управлении Кореей. Южная ее часть подпадала под руководство США, Северная, следовательно, осталась за СССР. Обе великие державы впоследствии предполагали объединение Кореи, но так и не смогли договориться о деталях этого воссоединения. В 1947 г. ООН с подачи президента США Гарри Трумэна без каких-либо референдумов взяла ответственность за будущее Кореи на себя. Как президент Южной Кореи, так и руководитель Северной не скрывали намерений объединить страну под своим руководством. КНДР начала подготовку к нападению на Республику Корея еще в 1948 г., а в 1949-м обратилась к СССР с просьбой помочь в полномасштабном вторжении. СССР опасался участия США в этом конфликте, а также развязывания войны, в которой могло быть использовано ядерное оружие, но в то же время не прекращал оказывать военную помощь прокоммунистически настроенной КНДР. Стоит заметить, что для США начало войны стало неожиданностью, тем не менее они быстро вынесли корейский вопрос на повестку дня Совета Безопасности ООН. Получив одобрение ООН, США ринулись в бой против коммунизма с целью сделать южнокорейский режим единственным законным объединителем для всей страны. Штаты не только поставляли оружие и военную технику. В боевых действиях принимали активное участие их сухопутные, военно-морские и военно-воздушные войска. Война в Корее была отмечена серьезными нарушениями прав человека с обеих сторон. И это тогда, как США на словах несли миру демократию и пропагандировали защиту прав человека. Так, американским войскам был отдан приказ убивать всех людей, приближающихся к их позициям на линии фронта, даже если они выглядят как мирные жители или беженцы. Это объяснялось тем, что северокорейская армия использовала толпы беженцев, чтоб подобраться к вражеским позициям. Помимо того, ВВС США воплощали политику уничтожения промышленного и людского потенциала страны: штурмовая авиация обстреливала дороги с беженцами, крестьян, работающих в полях. По завершении войны Корейский полуостров остался разделенным на зоны влияния СССР и США. Произошли незначительные изменения линии границы между двумя частями Кореи. Для себя США сделали вывод: подготовленность их армии к боевым действиям недостаточно высока, поэтому сразу же военный бюджет государства был увеличен в разы, а численность армии и ВВС удвоена, был дан старт множеству проектов по техническому перевооружению армии. Было разрушено более 80% инфраструктуры обоих государств на Корейском полуострове. Данные о человеческих жертвах войны сильно разнятся. Так, согласно энциклопедии Кругосвет, потери южнокорейцев исчисляются 984,4 тыс. человек. Потери мирного населения Кореи по самым разным оценкам исчисляются в 3 млн. человек. По американским данным, северокорейцы потеряли около 600 тыс. человек. Потери американцев составили 169 тыс. военных. Результатом конфликта стала гуманитарная катастрофа на полуострове. 27 июля 1953 года был заключен договор о перемирии, хотя официального окончания войны объявлено не было. Линия фронта согласно договору была зафиксирована в районе 38-й параллели, а вокруг нее была провозглашена демилитаризованная зона. Корейский полуостров остался разделенным на зоны влияния СССР и США. Произошли незначительные изменения линии границы между двумя частями Кореи. Американские войска остались в Южной Корее как миротворческие. Мирный договор, формально завершающий войну до сих пор не подписан. 1965-1975 Война во Вьетнаме Война началась как гражданская в Южном Вьетнаме в 1957 г., однако полномасштабное вмешательство США датируется 1965-м. Американские войска воевали на стороне южновьетнамской армии. Согласно Женевским соглашениям 1954 г. территория Вьетнама была временно разделена по 17-й параллели. Северная часть страны находилась под контролем Вьетминя (Лига независимости Вьетнама, военно-политическая организация, возглавлявшая борьбу за независимость) и, соответственно, стала территорией Демократической Республики Вьетнам, а южная осталась под властью французской администрации. Воссоединение планировалось провести после всеобщих выборов в 1956 г. В это время стала возрастать роль США во вьетнамских делах. После победы коммунистов в Китае Белый дом рассматривал события во Вьетнаме как часть коммунистической экспансии в регионе и стал оказывать военную помощь Франции в продолжавшейся войне. Америка сделала ставку на замену Франции в качестве противовеса коммунистическим силам в Индокитае и добилась отказа Южного Вьетнама от выполнений Женевских соглашений. Выборы были отменены, страна выбрала антикоммунистический путь развития. С началом войны США стали оказывать военную помощь Южному Вьетнаму. Американские советники занимались подготовкой солдат, планировали боевые операции. На место были переброшены регулярные подразделения Вооруженных сил США – две вертолетные роты. Но в конечном результате Америка поняла, что режим Нго Динь Зьема (тогдашний президент Республики Вьетнам) не способен организовать эффективную борьбу с партизанами, и потому Зьем был лишен власти. Количество американских военнослужащих в Южном Вьетнаме росло и в 1964 г. достигло 23 тыс., в то время как северовьетнамских солдат было 24 тыс. Полномасштабное вмешательство США произошло в 1965 г., когда американские летчики начали регулярные бомбардировки Северного Вьетнама. Сюда же были направлены части морской пехоты. Контингент США на пике войны насчитывал 540 тыс. человек. Вьетнамскую войну еще называют экологической войной США против Вьетнама. Американская армия использовала химические средства, повлекшие многочисленные жертвы среди мирного населения и тяжелые экологические последствия. Борясь против партизанского движения Северного Вьетнама, США распылили над джунглями Вьетнама 72 млн литров дефолиантов для уничтожения лесов, а также 44 млн литров средств, содержащих диоксин. Попадая в организм человека, диоксин вызывает заболевания печени и крови, нарушения протекания беременности и массовые уродства новорожденных. Применялась тяжелая гусеничная техника для снятия поверхностного слоя, после чего почва становится непригодной для земледелия. Практиковалось разрушение дамб и ирригационных сооружений. В этой войне американские солдаты отличились большой жестокостью. Так, разведывательное подразделение 101-й воздушно-десантной дивизии в течение 1967 г. практиковало убийства пленных солдат и мирных жителей, отрезание ушей у трупов и снятие скальпов. Применялись фугасные, фрагментные и напалмовые бомбы. Американцами устанавливались так называемые зоны свободного огня, в пределах которых все движущееся считалось враждебным объектом, так что военной целью являлось все население. Военная и политическая победа Северного Вьетнама. Вывод американских и союзных США войск. В апреле 1976 г. были проведены общегосударственные выборы в Национальное собрание единого Вьетнама. 2 июля 1976 г. произошло официальное воссоединение страны. Был принят указ Национальной Ассамблеи (парламента) о создании Социалистической Республики Вьетнам. Трофеями армии Северного Вьетнама стало немалое количество американских самолетов, бронетранспортеров, танков, вертолетов и кораблей. Погибло приблизительно 60 тысяч американских военных. 64% погибших были моложе 21 года. Около 20 тыс. американских ветеранов Вьетнама после войны покончили с собой. Число погибших мирных жителей в обеих частях страны оценивается в 2 млн. человек. Потери Вооруженных сил Южного Вьетнама составили 250 тыс. человек, количество погибших северовьетнамских военнослужащих -- 1 млн. человек. Почва и растительность в местах распыления дефолиантов до сих пор содержит повышенные концентрации веществ, вредных для здоровья человека. В 1967 г. Международный трибунал по расследованию военных преступлений провел два заседания. Согласно вердикту первой сессии трибунала от 10 мая 1967 г. США обвинялись в преступлениях против мира, в нарушениях статьи 23 Гаагской конвенции 1899 года о запрете применения боеприпасов с целью отравления живой силы противника. Выдвигались обвинения в бомбардировке гражданских объектов, убийстве мирных жителей, уничтожении хозяйственной инфраструктуры. 1975-1999 Индонезийская оккупация Восточного Тимора Захват и последующее удержание с 1975-го по 1999 г. территории Демократической Республики Восточный Тимор вооруженными силами Республики Индонезии произошли не без вмешательства США. Революция гвоздик, произошедшая в Португалии в 1974 г., привела к деколонизации Португальского Тимора, повлекшей за собой нестабильность его политической жизни. Кратковременная гражданская война привела к победе Революционного фронта (левая политическая организация, боролась за независимость Восточного Тимора от Португалии и Индонезии), который в 1975 г. объявил Восточный Тимор независимым. Но уже в конце этого года индонезийские военные, ссылаясь на обращения местных лидеров, ввели в Восточный Тимор войска и оккупировали его. Вооруженное восстание было подавлено. В отличие от Совета Безопасности ООН, который осудил действия Индонезии и потребовал немедленного освобождения Тимора, США поддерживали действия Индонезии в течение всего периода оккупации. Непреклонная антикоммунистическая Индонезия была в глазах США существенным противовесом СССР в регионе, а дружественные отношения с индонезийским правительством считались более важными, нежели деколонизационный процесс в Восточном Тиморе. Кроме того, Штаты стремились сохранить свой доступ к проливам для тайного прохода подводных лодок из Тихого океана в Индийский. В то время как американское правительство сообщало, что приостановило военную помощь (с декабря 1975-го по июнь 1976-го), оно поставляло оружие в Индонезию во время вторжения и последующей оккупации. Более того, поставки намного превосходили определенные Госдепартаментом, а конгресс увеличил их почти вдвое. Объем торговли оружием между США и Индонезией в 1975--1995 гг. составил приблизительно 1,1 млрд долл. В боевых действиях принимали непосредственное участие ВВС США. Штаты воздерживались от голосования по большинству резолюций ООН, осуждающих индонезийское вторжение, а представитель США в ООН по заданию Госдепартамента блокировал в Совете Безопасности попытки ввести санкции против агрессора. В данном конфликте сухопутные войска США не принимали участия, но геноцид, осуществленный индонезийской армией в Тиморе, был бы невозможен без постоянного поступления американского вооружения. Военные кампании в Восточном Тиморе предполагали тактику полного истребления. Войска окружали территорию и убивали сотни мужчин, женщин и детей. Применялись воздушные бомбардировки, наземные отряды уничтожали сельскохозяйственную инфраструктуру, урожаи и домашний скот. Десятки тысяч человек были помещены в лагеря временного содержания, производство продовольствия было серьезно ограничено. Там людям было позволено заниматься земледелием только на небольших клочках земли. Таким образом, постоянное использование одних и тех же участков истощило плодородие почв. Недоедание и голод унесли тысячи жизней. Было частым и жестокое обращение индонезийских военных с восточнотиморскими женщинами. В дополнение к произвольным задержаниям, пыткам и убийствам без суда и следствия женщины подвергались насилию. Их также склоняли соглашаться на стерилизационные процедуры, гормональные инъекции. Действия индонезийских военных при поддержке США были разрушительны для Восточного Тимора и привели к гигантскому истощению ресурсов Индонезии, подорвали ее авторитет на мировой арене и в итоге способствовали поражению. Азиатский финансовый кризис 1997 г. пагубно отразился на дальнейшей судьбе Тимора, а также Индонезии. Разорившемуся правительству военные операции в Восточном Тиморе стоили миллион долларов в день. В 1999 г. под давлением ООН в Восточном Тиморе был проведен референдум по вопросу самоопределения. США проиграли и в этом регионе, ведь в результате референдума бывшая португальская колония официально была объявлена независимым государством. За время 27-летней оккупации было убито от 100 до 250 тыс. человек (при общей численности населения во время вторжения около 600 тыс. человек). Почти столько же стали беженцами. 73 200 смертей последовали от голода. По некоторым оценкам, количество погибших индонезийских военных составляет от 10 до 15 тыс. Было уничтожено до 80% жилищ, ликвидированы аграрный и промышленный комплексы. 1979—1989 Афганская войнаВоенный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан (с 1987 г. — Республика Афганистан) с участием правительственных сил и Ограниченного контингента советских войск с одной стороны и многочисленных вооруженных формирований моджахедов при политической, финансовой, материальной и военной поддержке США и других ведущих государств НАТО — с другой.В начале ХХ века Афганистан был аграрной страной с полным отсутствием промышленности и крайне нищим населением, свыше половины которого было неграмотно (96,3% женщин и 90,5% мужчин). В 1973 г., во время визита короля Афганистана Захир-Шаха в Италию, в стране произошел государственный переворот. Власть оказалась в руках родственника Захир-Шаха Мухаммеда Дауда, который провозгласил в стране первую республику. Дауд установил диктатуру и пытался провести реформы, но большинство их завершились провалом. Первый республиканский период истории Афганистана характеризуется политической нестабильностью, соперничеством между прокоммунистическими и исламистскими группировками. Исламисты подняли несколько восстаний, но они были подавлены правительственными войсками. Правление Дауда завершилось Саурской революцией в апреле 1978 г. и казнью президента и его семьи. К власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая страну Демократической Республикой Афганистан (ДРА). Правительство пыталось провести новые реформы, которые помогли бы преодолеть отставание страны, но натолкнулось на сопротивление исламской оппозиции. В 1978 г. началась гражданская война. Операция «Циклон» «Циклон» — кодовое название программы ЦРУ США по вооружению афганских моджахедов во время Афганской войны. Это одна из самых продолжительных и самых дорогостоящих секретных операций ЦРУ. Ежегодное финансирование программы началось с $20--30 млн и к 1987 г. достигло $630 млн. Советник президента США Джимми Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский утверждал, что имели место усилия США по вовлечению СССР в дорогостоящий и по возможности отвлекающий военный конфликт наподобие Вьетнамской войны. В своем интервью 1998 г. французскому журналу Le Nouvel Observateur Бжезинский вспоминал: «Согласно официальной версии, помощь ЦРУ моджахедам началась в течение 1980 г., то есть после того, как Советская армия вторглась в Афганистан 24 декабря 1979 г. Но реальность, державшаяся в секрете, иная. На самом деле президент Картер подписал первую директиву о тайной помощи противникам просоветского режима в Кабуле 3 июля 1979 г. И в тот же день я написал докладную записку для президента, в которой объяснил, что, по моему мнению, эта помощь повлечет за собой советское вмешательство». Таким образом, введение Советским Союзом войск в Афганистан было спровоцировано Гератским мятежом, специально организованным ЦРУ. После ввода советских войск в Афганистан и назначения более просоветского президента Барбака Кармаля Картер объявил: «Советское вторжение в Афганистан – это самая большая угроза миру со времен Второй мировой войны». Операция проводилась под наблюдением ЦРУ и основывалась на использовании пакистанской разведки (ISI) в качестве посредника для распределения финансирования, снабжения оружием и обучения афганских сил сопротивления. Помимо финансирования аналогичных программ со стороны английской МИ-6, а также Специальной авиационной службы Саудовской Аравии и КНР, ISI занималась вербовкой добровольцев в ряды повстанцев -- за период с 1978-го по 1992 г. более 100 тыс. Их вербовали также из арабских государств. Кроме операции «Циклон», разработанной исключительно США, проводилась совместная с Великобританией операция «Фарадей». Непосредственными исполнителями были сотрудники британского спецподразделения SAS и разведывательного управления Министерства обороны США. Операция преследовала следующие цели: создание тренировочных лагерей (в том числе на территории Пакистана и в Шотландии), засылка американских и британских диверсантов из частей спецназа для ведения разведки в районах Кандагар – Баграм – Кабул, организация поставок оружия, боеприпасов и минно-взрывных средств, инструктирование афганских моджахедов по тактике диверсионной деятельности. Уже в декабре 1982 г. ЦРУ получило от правительства США указание поставлять моджахедам тяжелое вооружение, в том числе безоткатные орудия, минометы и противотанковые гранатометы. Для ведения информационно-психологической войны и пропаганды на территории Пакистана недалеко от афганской границы было установлено 11 радиопередатчиков «Радио свободного Кабула». В начале 1983 г., после задержания в Афганистане нескольких участников операции, стал известен один из организованных ЦРУ каналов поставки оружия: созданная в Великобритании фирма обеспечивала доставку оружия и боеприпасов из Манчестера на перевалочные пункты в районе пакистано-афганской границы. После этого представитель Госдепартамента США официально признал факт оказания помощи моджахедам. Правительство Демократической Республики Афганистан в ответ объявило персонами нон грата двух сотрудников посольства США в Кабуле. На пресс-конференции были предъявлены доказательства причастности американцев к сбору разведывательной информации с участием граждан Афганистана и Пакистана, финансированию антиправительственного подполья и распространению агитационных листовок. В июне 1986 г. США организовали учения для группы афганских моджахедов на территории штата Невада. Программа «специальной военной подготовки» продолжалась в течение месяца и включала обучение ведению разведки, использованию средств связи и приборов ночного видения, подрывное дело. По данным Министерства обороны США, ЦРУ поставило моджахедам 1000 ракет «Стингер», и из этого количества в ходе войны было израсходовано около 350. Стратегическими целями Вашингтона были ослабление Советского Союза, подрыв его престижа на международной арене и дискредитация на глобальном уровне социалистической идеи общественного и государственного устройства. Афганистан не представлял для США особого интереса и воспринимался как зона влияния, полигон для борьбы против советской политики. Штаты стремились продемонстрировать лидерам и населению мусульманских стран, что не Америка, а СССР является «смертельным врагом ислама», и тем самым подорвать позиции Союза на Ближнем Востоке. В начале 1985 г. администрация США приняла секретную директиву по национальной безопасности, которая впервые прямо сформулировала и принципиально изменила цели США в Афганской войне. Целью новой стратегии стало не просто изматывание Советского Союза, а решительный перелом в пользу моджахедов. 14 апреля 1988 г. Афганистан и Пакистан подписали Женевские соглашения. Гарантами их выполнения стали США и СССР. По условиям соглашений СССР обязывался на протяжении 9 месяцев вывести свои войска из Афганистана. После вывода советских войск в 1989 г. США потеряли интерес в Афганистану. Финансирование лидера сопротивления Гульбеддина Хекматияра и его Исламской партии было сразу прекращено. США позволили Пакистану направить афганскому лидеру несоразмерный объем его средств. Позже Хекматияра критиковали за убийства других моджахедов и нападения на мирное население, в том числе обстрел Кабула американскими вооружениями, который привел к 2000 человеческих жертв. Существуют также данные о сотрудничестве представителей США с Усамой бен Ладеном в рамках операции «Циклон». Так, в войне принимало участие примерно 35 тыс. иностранных мусульман из 43 исламских стран, многие из которых затем участвовали в террористической деятельности «Аль-Каиды». Власти США отрицают финансовую поддержку Усамы бен Ладена. 7 июня 1988 г, выступая на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, президент Афганистана сообщил, что с начала боевых действий в 1978 г. и до 1988 г. в стране погибли 243,9 тыс. военнослужащих правительственных войск, органов безопасности, государственных служащих и мирных жителей. Кроме того, погибли 20,7 тыс. детей в возрасте до 10 лет, а еще 77 тыс. человек были ранены. Точное число погибших афганцев неизвестно. Чаще всего встречается цифра в 1 млн. По различным оценкам, количество погибших гражданских лиц колеблется от 670 тыс. до 2 млн. Результатом военных действий стал поток афганских беженцев в Иран и Пакистан, который насчитывает 5 млн. человек. 1980-1988 Ирано-Иракская войнаВоенный конфликт между Ираком и Ираном также известен как «навязанная война». Конфликт начался в 1980 г., когда иракская армия вторглась в иранскую провинцию Хузестан. МИД Ирака опубликовал меморандум, в котором излагал собственную версию причин, по которым руководство страны нанесло удар по военным объектам соседа. Утверждалось, что за пять последних месяцев (февраль – июль 1980 г.) иранские вооруженные силы 224 раза нарушали сухопутную и морскую границы Ирака, а также вторгались в его воздушное пространство. В данном конфликте США умудрились оказывать помощь Ираку, тайно поставлять оружие Ирану и даже участвовали в так называемой танкерной войне, когда обе противоборствующие стороны атаковали в Персидском заливе суда третьих стран, перевозившие нефть противника. После этого инцидента военный конфликт вышел на международный уровень. Дипломатические отношения США с Ираком были разорваны после арабо-израильской Шестидневной войны 1967 г. Но после Исламской революции и захвата американского дипломатического корпуса в Иране в 1979 г. американская администрация решила пересмотреть политику в отношении Ирака. Роль США в конфликте. Помощь Ираку США поддерживали Ирак для создания противовеса послереволюционному Ирану, где к власти пришла новая администрация во главе с аятоллой Хомейни. Поддержка выражалась не только в экономической помощи, но и в продаже товаров двойного назначения, поставке вооружений неамериканского производства, военной разведке, подготовке специалистов к спецоперациям. Причем это не было секретом -- вопрос часто обсуждался на открытых сессиях сената и палаты представителей. Начиная с вторжения в Иран и до 1982 г., удача была на стороне Ирака. После иранских успехов на поле битвы в 1982 г. американская поддержка Ираку стала более явной. Были нормализированы отношения с правительством, налажена экономическая помощь и финансирование, поставка вооружений и пр. Тогда же Ирак был исключен из списка государств -- спонсоров терроризма, чтобы облегчить ему ввоз товаров двойного назначения. Иракские военнослужащие обучались за океаном. По информации бывшего офицера войск специального назначения Роке Гонсалеса, элитные части иракской армии проходили инструктаж по ведению партизанской войны в Северной Каролине. После введения ООН эмбарго для противоборствующих сторон и выступления Советского Союза, против конфликта иракским механикам становилось все сложнее восполнять потери и ремонтировать технику и оборудование, поврежденные в бою. США организовали программу военной помощи под кодовым названием «Медвежьи запчасти». Она должна была обеспечить союзника запасными частями и боеприпасами к военной технике советского производства либо их аналогами из государств, стремящихся уменьшить свою оборонную зависимость от СССР. США также поставляли в Ирак химическое и биологическое оружие. Так, в 1994 г. банковский комитет сената США выпустил рапорт, в котором заявлялось, что патогенные, токсичные и материалы других биологических исследований экспортировались в Ирак. Эти материалы использовались в разработках химического и биологического оружия. Ирак получил от США 8 штаммов сибирской язвы и мог использовать как биологическое оружие. Помощь США Ирану. Скандал «Иран-контрас» Крупный политический скандал в США разгорелся в конце 1986 г., когда стало известно, что отдельные члены государственной администрации организовали тайные поставки вооружения в Иран, нарушив оружейное эмбарго против этой страны. Расследование показало, что деньги, полученные от продажи оружия, шли на финансирование никарагуанских повстанцев-«контрас» (объединенное название для ряда идеологически различных группировок, которые вели гражданскую войну против правительства в Никарагуа в 1980--1990 гг. при поддержке США) в обход запрета конгресса. Для юридического прикрытия сделок по поставке оружия была основана фирма «Энтерпрайз», открывшая несколько офшорных банковских счетов и торговых контор по поставкам оружия. Весной 1985 г. первая партия оружия, приобретенная через «Энтерпрайз», была передана «контрас». Позже — разработан механизм поставки американского оружия в Иран при посредничестве Израиля. До начала поставок американцы заключи с израильтянами соглашение о том, что Израиль получит «соответствующую компенсацию» за участие. Впоследствии в Иран было доставлено 100 противотанковых ракет (в обмен на это был освобожден один из американских заложников), 808 противотанковых ракетных комплексов, запчасти к зенитным ракетным комплексам. Операция была предана огласке после того, как в 1986-м был сбит военно-транспортный самолет с грузом военного назначения для «контрас». Выжившего пилота задержали правительственные силы, он дал показания, что работает на ЦРУ. После этого ливанский журнал опубликовал историю о продаже оружия Ирану. Началось специальное расследование обстоятельств дела «Иран-контрас». Процесс продолжался шесть с половиной лет, и его стоимость к концу 1993 г. составила 35 млн долл. К скандалу были причастны такие высокопоставленные лица, как помощник госсекретаря, министр обороны, советник президента по национальной безопасности, а также кадровый агент ЦРУ. В декабре 1992 г. президент Джордж Буш объявил об амнистии участникам скандала. Танкерная война Так называемая танкерная война началась после того, как в начале 1984 г. Ирак атаковал иранские танкеры и нефтеналивной терминал на острове Харк. В ответ Иран напал на суда с иракской нефтью, следовавшие из Кувейта, а позже под угрозу попадал любой танкер стран Персидского залива, поддерживавших Ирак. Чтобы подорвать экономику и торговые связи противника, воюющие стороны стали обстреливать танкеры и торговые суда, в том числе из нейтральных государств. Частые удары по кораблям стран, не вовлеченных в конфликт, обострили ситуацию в Персидском заливе. В 1986 г. Кувейт, чьи суда также подвергались атаке, обратился к иностранным державам с просьбой о защите его судоходства. В 1987-м на охранное сопровождение танкеров согласился Советский Союз, а позже флот США получил приказ обеспечить защиту танкеров, шедших под американским флагом. Для этого командование специальных операций США инициировало проведение таких операций, как «Главный шанс», «Искренние намерения», «Богомол», «Проворный лучник». В ходе операций произошла авиакатастрофа гражданского самолета по вине ВМС США, в которой погибли все пассажиры – 290 человек, включая 66 детей и 16 членов экипажа. Операции «Главный шанс» и «Искренние намерения» Военные операции ВМС США «Главный шанс» и «Искренние намерения» проводились в Персидском заливе параллельно с августа 1987 г. по июнь 1989-го. Целью «Главного шанса» было обеспечение безопасности судов, ходивших под американским флагом во время ирано-иракской войны, В отличие от широко освещенной в прессе операции «Искренние намерения» «Главный шанс» был покрыт тайной. Задействованные американские вертолеты совершали полеты только в темное время суток. Американцы испытывали в боевых условиях новые тепловизоры и приборы ночного видения. Был задействован и элитный спецотряд ВМС США по проведению спецопераций «Морские тюлени». Он проводил досмотры суден, а если требовалось – и захваты подозрительных судов. Так, в сентябре отряд засек судно «Иран Эйр», минирующее акваторию. Коммандос успешно провели операцию по его захвату и предотвращению минирования. Эти события привели к началу операции «Богомол». А до нее прошла еще одна -- под названием «Проворный лучник». Операция «Проворный лучник» Целью операции было нанесение «удара возмездия» по иранским нефтяным платформам в Персидском заливе. В октябре 1987 г. танкер ожидал погрузки в территориальных водах Кувейта. Его конвоировали корабли ВМС США, однако в тот момент конвой отсутствовал. По танкеру был нанесен удар иранской ракетой. В результате был ранен капитан, гражданин США, и еще 18 человек экипажа. В качестве возмездия администрация США приняла решение нанести удар по двум нефтяным платформам. Платформы использовались иранскими силами в качестве командных пунктов, а также для радарного наблюдения за передвижениями кораблей в Персидском заливе. Добыча нефти на них не велась, так как они были выведены из строя Ираком за год до того. Позже Иран подал иск к Штатам в Международный суд ООН, но никаких результатов это не принесло. Ни один иск с обеих сторон не был удовлетворен судом. Операция «Богомол» Военная операция ВМС США против иранских нефтяных платформ в 1988 г. Поводом к ее проведению стал подрыв на мине американского фрегата в нейтральных водах, вследствие чего пострадало 10 моряков. После обследования района было обнаружено еще несколько мин, серийные номера которых соответствовали номерам обнаруженным на иранском корабле «Иран Эйр» в ходе операции «Главный шанс». Иран продолжал минирование нейтральных вод. «Богомол» была спланирована как ответная акция против иранских объектов в Персидском заливе. Объектом атаки стали две нефтяные платформы, которые использовались как базы для ведения разведки и нападения на нейтральные корабли на морских путях в заливе. В этот раз, в отличие от «Проворного лучника», иранская сторона оказала вооруженное противодействие, в результате развернулись активные морские боевые действия. В итоге Иран понес большие потери: американские корабли и авиация потопили фрегат, катер и как минимум три быстроходные лодки, повредили фрегат, две морские платформы, сбили самолет. Операция «Богомол» стала крупнейшим военным столкновением между США и Ираном в ходе ирано-иракской войны. Действия ВМС США стали одним из факторов, которые убедили иранское руководство в безнадежности продолжения войны и заставили Аятоллу Хомейни согласиться на перемирие. Авиакатастрофа гражданского самолета над Персидским заливом Авиакатастрофа произошла в июле 1988 г. Самолет иранской авиакомпании совершал коммерческий пассажирский рейс в ОАЭ. Через несколько минут после вылета он был сбит над Персидским заливом ракетой, пущенной с ракетного крейсера ВМС США. В результате катастрофы погибли все пассажиры самолета – 290 человек, включая 16 членов экипажа и 66 детей. На борту находились не только граждане Ирана, но и ОАЭ, Индии, Пакистана, Югославии и Италии. Во время пуска ракеты крейсер находился в территориальных водах Ирана. Американское правительство признало, что авиалайнер по ошибке был идентифицирован как истребитель. Согласно официальным заявлениям правительства, крейсер пытался связаться с рейсом по радио 11 раз, но не получил ни одного ответа, лишь 3 сообщения были отправлены на гражданской частоте. Решение выпустить ракету объяснили психологическим состоянием команды крейсера, которая действовала в боевой обстановке под большим давлением, а также схожестью полетного профиля лайнера с предполагаемым профилем атаки иранского истребителя. Еще одной из причин стало то, что на борту американского крейсера не имелось радиооборудования, способного прослушивать эфир и вести переговоры на частотах гражданской авиации, исключая международную аварийную частоту. Три последних запроса крейсера, которые пилоты самолета все же получили, они отнесли к иранскому самолету, который незадолго до этого действовал в том же районе и вел с ними переговоры. Иранское правительство посчитало атаку на гражданский самолет преднамеренным незаконным актом. По мнению официальных представителей страны, даже в случае ошибки опознавания, обстрел гражданского самолета в нейтральных водах является преступной халатностью и должен рассматриваться как международное преступление. Иран расценил атаку как способ давления на его правительство с целью заключения перемирия в ирано-иракской войне. В июне 1988 г. Ирак провел ряд успешных наступлений и не только полностью освободил свою территорию от сил противника, но и вторгся на его территорию. 20 августа 1988 руководитель Ирана согласился на перемирие, окончившее войну и восстановившее довоенную ситуацию. 1990 —1991 Война в Персидском заливеЕсли в ирано-иракской войне США поддерживали режим Саддама Хусейна, то в этом конфликте Штаты вели боевые действия против него. Все переменилось в 1990 г.Ирак за время изматывающей войны задолжал странам арабского мира около 100 млрд долл. и попытался решить эту проблему «легко». Кувейту, перед которым Ирак накопил долг в 14 млрд долл., Саддам Хусейн предъявил ультиматум с требованием выплатить эти деньги за воровство нефти в приграничной полосе. Кроме того, Хусейн требовал 2,5 млрд в качестве компенсации за моральный ущерб. Конечно, Кувейт отказался платить. Но даже не это стало главной причиной вторжения Ирака в Кувейт и провозглашения его своей провинцией. Низкие мировые цены на нефть, которые диктовались политикой крупнейших ее экспортеров – Кувейта и Саудовской Аравией, никак не устраивали Ирак. Он не мог повысить цену и продавать нефть на Запад по 25 долл. за баррель в противовес 18 долл., которые предлагали соседи. В сложившейся ситуации у иракского лидера оставалось только одно решение – вторжение на территорию несговорчивых соперников. В августе 1990 г. иракская армия вторглась в Кувейт. Ввиду полного военного превосходства противника наземные подразделения вооруженных сил Кувейта вели сдерживающие бои и отступали на территорию Саудовской Аравии. ООН немедленно приняла резолюцию о прекращении агрессии и выводе войск, а затем подписала мандат на проведение военной операции по освобождению Кувейта, которая получила название «Буря в пустыне». Автором спецоперации были США. Ирак, расширившись, стал владеть пятой частью всей мировой нефти и мог существенно влиять на рынок углеводородов. Этого США позволить Саддаму Хусейну никак не могли. Три операции: «Щит пустыни», «Буря в пустыне», «Сабля пустыни» «Щит пустыни» -- операция многонациональных сил по сосредоточению войск в зоне конфликта и недопущению развития иракской агрессии на территорию Саудовской Аравии и стран Персидского залива. После оккупации Кувейта на границе с Саудовской Аравией появилась крупная армейская группировка Ирака. Впоследствии начались пограничные инциденты, связанные с нарушением иракскими подразделениями международной границы. Намерения Саддама Хусейна оставались неясными, но он планировал дальнейшее вторжение. В сложившейся ситуации США предложили Саудовской Аравии свою помощь, которая выражалась в размещении на ее территории американских воинских подразделений. Правительство согласилось, в страну начали прибывать американские войска, а операция по обеспечению ее безопасности получила название «Щит пустыни». Задачей операции была переброска тяжелого вооружения и боевой техники, средств материально-технического обеспечения соединений и частей всех видов вооруженных сил. «Буря в пустыне». В отличие от предыдущей операции, имевшей подготовительный характер, «Буря в пустыне» является самой активной спецоперацией военного конфликта. План, разработанный США, предусматривал два этапа и был нацелен на освобождение Кувейта и разгром иракских вооруженных сил. Первый этап -- мощная воздушная наступательная операция, удар по ключевым объектам и войскам, подавление системы ПВО. Второй этап -- воздушно-наземная операция по окружению врага с тыла и уничтожению его в Кувейте и на юге Ирака. «Сабля пустыни» (или «Меч пустыни»), завершилась освобождением Кувейта и восстановлением статус-кво. Основной удар был нанесен не на кувейтском направлении, а западнее, в пустынном районе вдоль саудовско-иракской границы. Столица Кувейта была освобождена за двое суток. Саддам Хусейн в выступлении по радио поздравил соотечественников с победой над коалиционными силами, но признал, что иракские войска вынуждены покинуть Кувейт. Еще через день он объявил о прекращении огня и принятии всех требований ООН. Из-за использования Штатами и союзниками боеприпасов, содержащих радиоактивный и высокотоксичный обедненный уран, увеличилось количество заболеваний, как у американских солдат, так и у иракского населения. Около 600 кувейтских граждан были похищены Ираком за время оккупации, об их судьбе до сих пор ничего не известно. Мирных граждан Кувейта погибло около 5 тыс. человек. Ирак понес потери в 9 тыс. человек, а со стороны США и союзных войск погибло около 300 военных. Из 820 скважин Кувейта после пожаров осталось всего 58. Кроме того, в течение военного конфликта Ирак успел развернуть программы по разработке химического, ядерного и бактериологического оружия и ракет большой дальности. Война имела тяжелые экологические последствия для региона. В последние недели оккупации Кувейта оккупанты организовали сброс нефти в Персидский залив. Пытаясь предотвратить загрязнение, авиация Многонациональных сил во главе с США подвергла бомбардировке ряд нефтенасосных станций с применением высокоточного оружия. Но до конца войны в залив все равно попало около 8 млн. баррелей нефти. При отступлении иракская армия подожгла нефтяные скважины, потушить которые удалось лишь через полгода. Густой дым от пожарищ стал причиной авиакатастрофы транспортного самолета Саудовской Аравии, в которой погибли более 90 человек. По оценке Би-би-си это была одна из самых тяжелых экологических катастроф в истории. 2003 – 2011 Иракская войнаВоенный конфликт, начавшийся с вторжения сил США и союзников в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна. Сразу после войны в Персидском заливе Ирак подвергся жестким санкциям со стороны США и их союзников. Согласно резолюции Совета Безопасности ООН в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1988 г., а после покинула Ирак из-за его отказа от дальнейшего сотрудничества. После этого США инициировали военную операцию «Лис пустыни», целью которой было лишение Ирака возможности производить и использовать оружие массового поражения. Также в Ираке были введены воздушные зоны, в которых запрещались полеты боевой авиации страны. Они были созданы для защиты курдов и шиитов, которые подвергались репрессиям правительства Саддама Хусейна. Зоны патрулировались американской и британской авиацией. В 2002--2003 гг. Белый дом предпринял большие усилия, чтобы доказать, что режим Саддама Хусейна представляет опасность для международного сообщества. Ирак обвинялся в возобновлении разработки оружия массового поражения и сотрудничестве с международными террористическими организациями, прежде всего «Аль-Каидой». Несмотря на то что американская разведка сообщала прямо противоположное, администрация продолжала настаивать на своем. Совет Безопасности так и не санкционировал применение силы против Ирака. США и союзники начали вторжение в нарушение Устава ООН. В октябре 2002 г. Конгресс США на основании представленных администрацией данных о разработке Ираком оружия массового поражения принял резолюцию, разрешавшую боевые действия против Ирака. Целью военной операции было свержение режима Саддама Хусейна. Еще одной причиной вторжения в Ирак стал известный теракт 11 сентября 2001 г. в США. Вторжение и партизанская война Военная операция в Ираке началась в 2003 г. и носила кодовое название «Иракская свобода». В отличие от войны в Персидском заливе 1991 г., войска союзников начали наземное наступление почти сразу, без длительной авиаподготовки. Дивизии США и Великобритании не встретили серьезного сопротивления. Буквально за 10 дней они уже находились на подступах к Багдаду. Столица была взята без боя, символом чего стало свержение с постамента одной из многочисленных статуй Саддама Хусейна. Таким образом, была завершена активная фаза боевых действий, и города захлестнула волна мародерства. Были разграблены частные дома, магазины и государственные учреждения. Формально Багдад был оккупирован, но уличные бои продолжались. Жители, недовольные диктатором, приветствовали коалиционные войска. Саддам Хусейн скрылся со своими преемниками. Захват столицы положил начало массовому насилию в стране. Некоторые крупные города фактически объявляли друг другу войну за превосходство в регионе. Сразу после окончания операции по вторжению снова начала действовать специальная группа по поиску оружия массового поражения в Ираке. В результате группа установила, что на начало войны Ирак не обладал таким оружием. Почти сразу после формального завершения боевых действий в стране развернулась партизанская война, которая продолжалась до 2011 г. Президент США призвал мировое сообщество принять участие в установлении демократии в Ираке. США поддержали Италия, Польша, Австралия… и украйна. США достигли своей цели, свергли режим Саддама Хусейна, в 2003 г. диктатор был арестован. В 2005 г. начался судебный процесс над бывшим президентом Ирака, по результатам которого ему вынесли около 14 обвинений, включая применение химического оружия во время войны и вторжение в Кувейт в 1990 г. Специально для него была восстановлена смертная казнь, которая на какое-то время была отменена оккупационными войсками. В 2006 г. Высший уголовный трибунал Ирака признал Саддама виновным и приговорил к смертной казни через повешение. Вторжение США спровоцировало партизанскую и гражданскую войну в Ираке с большим количеством жертв с обеих сторон, а также среди населения – пали около 1,5 млн мирных иракцев. 16--17 марта 1988 г. иракские власти применили химическое оружие против гражданского населения города Халабджа на территории Иракского Курдистана. Город был захвачен войсками. Авиация подвергла его химической бомбардировке, используя такие отравляющие вещества, как иприт, зарин, табун и ВИ-газ -- вещество нервно-паралитического действия. По разным оценкам, число жертв среди мирного населения составило от нескольких сотен до семи тысяч человек. Особенно высок процент погибших детей, так как использованные газы стелятся по земле. Не обошлось и без нарушений прав человека, причем со стороны коалиционных сил было зафиксировано больше инцидентов, чем со стороны Ирака. Есть сведения о применении пыток к иракским заключенными, насилии над мирными жителями, применении белого фосфора в качестве химического оружия. Также есть информация об убийстве американскими солдатами безоружных мирных жителей, в том числе женщин и детей. Вследствие активного использования боевиками террористов-смертников жертвами стали 12 тыс. мирных иракцев. 2001- наши дни Война в Афганистане Асимметричный военный конфликт между Международными силами содействия безопасности (ISAF), поддерживаемыми сначала Северным альянсом (объединение ряда полевых командиров Афганистана, сформировавшееся в конце 1991 г.), а затем новым правительством Афганистана и исламской организацией «Талибан», контролировавшей до этого большую часть страны.США действует в Афганистане в рамках операции «Несокрушимая свобода», начатой в ответ на террористический акт 11 сентября 2001 г. ISAF действуют в соответствии с резолюцией Совбеза ООН. Война считается самой продолжительной в военной истории США. С 1996 г. столица и большая часть территории Афганистана контролировалась движением «Талибан». Уже тогда разыскиваемый властями США террорист Усама бен Ладен получил убежище в Афганистане. После терактов 11 сентября 2001 г. президент США Джордж Буш выдвинул талибам ультиматум: в кратчайшие сроки выдать американскому правосудию бен Ладена, а также все руководство «Аль-Каиды». Талибы ответили отказом, заявив, что США не предоставили достаточно веских доказательств причастности этой организации к атакам в Нью-Йорке и Вашингтоне. Официальными целями США в этой войне были свержение режима талибов, освобождение территории Афганистана от их влияния и пленение участников «Аль-Каиды» и суд над ними. Международная кампания по вторжению в Афганистан во главе с США получила название «Война против терроризма». Массированные авиаудары продолжались два месяца, вследствие чего режим талибов пал. Из поставленных США задач на сегодня выполнена лишь одна. 2 мая 2011 г. «самый разыскиваемый террорист в мире» Усама бен Ладен был убит «морскими котиками» ВМС США. Что же касается «Аль-Каиды» и талибов, то они не только не уничтожены, но и продолжают распространять свое влияние на соседние регионы и континенты. Устраивая все новые и новые теракты, исламские экстремисты постоянно восставали против нового правительства, вследствие чего Афганистан буквально утонул в крови. Это вызывало бурю недовольства среди мирного населения. С 2010 г. вывода войск альянса требуют не только жители страны, но и сам президент Афганистана, ставленник США. Кстати, мандат на пребывание в Афганистане имеют только Международные силы, но не НАТО. Ни одна резолюция СБ ООН, относящаяся к Афганистану, не предоставляет альянсу мандат ООН на проведение миссии в Афганистане. Побочным явлением вооруженного конфликта стало психическое истощение американских военных. Отсюда – психоэмоциональные срывы, из-за которых происходят массовые расстрелы мирных жителей, издевательства над пленными и глумление над религиозными святынями мусульман. Алкоголизм, злоупотребление сильными болеутоляющими средствами и количество суицидов в армии США, а в особенности среди военного контингента в Афганистане, достигли угрожающих масштабов. США сдали позиции и в 2014 г. приняли решение об окончании 13-летнего этапа войны. Начался вывод войск НАТО из Афганистана. Но уже в январе 2015 г. террористы начали активную деятельность в Кабуле. НАТО подписало двустороннее соглашение с Афганистаном, по которому часть войск альянса останется в стране и окажет афганским войскам помощь в борьбе с антиправительственными группировками. Сейчас НАТО возобновило военные действия. По обобщенным данным, за все время афганской кампании погибло 35 тыс. человек, свою страну покинуло более 500 тыс. граждан. Мирные люди гибнут как от действий талибов, так и от операций, проводимых США. Часто бои ведутся непосредственно в районах проживания граждан. Одним из последствий конфликта стало резкое увеличение производства и распространения наркотических средств по всему миру. По данным ООН, с момента начала Афганской кампании НАТО экспорт героина вырос в 40 раз. На данный момент США проводит операцию «Решительная поддержка», которая предусматривает обучение и помощь правительственным силам Афганистана. Операция сменила ISAF, завершенную 28 декабря 2014 г. Эта дата считается формальным окончанием войны, но боевые действия продолжаются с ведущей ролью афганских военных. 2011 год — наши дни Гражданская война в ЛивииВооруженный конфликт между силами, подконтрольными лидеру страны полковнику Муаммару Каддафи, и вооруженными отрядами Национального переходного совета Ливии, поддерживаемыми США, Лигой арабских государств, Европейским Союзом и другими государствами и организациями.С 1969 г. Ливией правил Муаммар Каддафи. На протяжении 42 лет он был инициатором многих преобразований в стране, главным экономическим достижением которой стала развитая нефтяная промышленность. По состоянию на 2010 г. страна демонстрировала высокие социально-экономические показатели: высокий уровень продолжительности жизни (74 года) и грамотности (89,9%), 53-е место в индексе развития человека, бесплатные образование и медицина, финансовая помощь в приобретении жилья и др. Опираясь на значительные доходы от добычи нефти, Ливия обладала серьезными капиталами. Причиной решительного настроя Франции, Великобритании и США на свержение Каддафи послужили планы ливийского лидера перейти в расчетах за нефть с западными партнерами с доллара и евро на новую денежную единицу – золотой динар. Реализация этого проекта означала бы гибель для франка КФА, валюты бывших французских колоний, полностью зависящих от Франции. Учитывая этот факт, легко понять особую активность Франции в организации ракетно-бомбовых ударов по ливийской территории. В решительности стран НАТО также сыграл роль и нефтяной фактор, точнее, желание распоряжаться огромными природными богатствами Ливии. Причиной вступления США в войну стали изменения в Западной Азии и Северной Африке. Волна беспорядков, свержения правящих режимов на Ближнем Востоке, которая началась в Тунисе и Египте, стала сигналом для Запада и США. Актуальна также идея демократизации Ближнего Востока. Операция «Рассвет Одиссеи» Военная операция США проводилась согласно резолюции Совета Безопасности ООН, которая предусматривала меры по защите мирного населения Ливии в ходе противостояния повстанцев и центральной власти Каддафи. Резолюция санкционировала военное вмешательство иностранных государств в гражданскую войну в Ливии, а также давала право уничтожать любые войска, представляющие угрозу для восставших, только с помощью ударов с воздуха. Международный уголовный суд заявил, что действия Каддафи могут быть сочтены преступлением против человечества. В докладе организации «Международная амнистия» 13 сентября 2011 г. говорится, что при выборе целей войска Каддафи не обращали внимания на возможные жертвы среди мирных жителей и совершали нападения на гражданское население. Сторонники Каддафи расстреливали участников мирных демонстраций, незаконно задерживали людей, применяли пытки и жестокие методы допроса арестованных. После этого объекты, контролируемые силами Каддафи, были подвергнуты ударам с воздуха. Ряд стран заявил, что действия союзников под командованием США не вполне отвечают установкам, заложенным в резолюции СБ ООН, а в результате бомбардировок гибнут мирные жители. На протяжении всего конфликта некоторые страны делали попытки мирного урегулирования конфликта. Муаммар Каддафи даже соглашался уйти в отставку на определенных условиях, которые, однако, не устроили коалицию. Введение санкций против Каддафи и иностранное вмешательство в ход гражданской войны сыграло ключевую роль в победе сторонников Переходного национального совета Ливии. Число погибших на конец 2011 г. достигло 50 тыс. человек. Результатом конфликта стал фактический развал страны, уничтожение ливийской государственности, дестабилизация в некоторых других странах региона, таких как Мали. Сам Муаммар Каддафи был убит без суда захватившими его повстанцами. После официального окончания гражданской войны в Ливии периодически вспыхивают столкновения между различными силами. Фактически неофициально война продолжается, но уже без непосредственного вмешательства международного сообщества. Вооруженные конфликты происходят как между каддафистами и лояльными прежней власти племенами с одной стороны и новыми властями с другой, так и между различными группировками, участвовавшими в свержении власти Каддафи. С 2014 г. конфликт перерос в новую гражданскую войну, в основном между исламистскими силами и их оппонентами. Правозащитники расценили расправу над Муаммаром Каддафи как военное преступление. По различным данным, число погибших мирных жителей в результате бомбардировок НАТО достигает более 4,5 тыс. человек. Большой ущерб в результате бомбовых атак с воздуха был нанесен инфраструктуре страны, в частности нефтяной отрасли. Крест был поставлен на планах ввода в оборот ливийского золотого динара, под угрозой оказалось функционирование и развитие ирригационного проекта – Великой рукотворной реки. Для США война обошлась в 2,2 млрд долл., причем только в первый день операции и только на ракеты было потрачено 100 млн. долл. В результате применения НАТО бомб с обедненным ураном на севере страны появились территории, где радиационный фон в разы превышает допустимые значения. Следствием гражданской войны стал рост преступности. Распространенной практикой стали расправы боевиков над оппонентами прямо в больницах, куда те попадали после столкновений. Конфликт имел и определенные политические последствия для НАТО. Так, США отказались от своей привычной руководящей роли в ведении операции -- впервые со времен окончания холодной войны. Но несмотря на это, по мнению немецких экспертов, 90% военных действий оказались бы невозможны без поддержки США. | ||
|
|
|
| |