Блогер, ты кто?


Решил ответить ДК на его статью "Как становятся блогерами", так как почти везде с ним не согласен. Он много внимания уделил противопоставлению блогера традиционному журналисту. Я полагаю, что современное блогерство и журналистика это одно и то же. Цели разбирать пошагово текст ДК нет, но уйти от этого невозможно. Начну с определения "блогер", к которому можно придраться по той причине, что определение это фундамент и оно должно быть идеальными.

"Во-первых, кто такой блогер. Это некий персонаж (не обязательно реальная личность), публикующий на регулярной основе в открытом доступе некоторую информацию определённой направленности", - пишет ДК.

Тут сразу возникает вопрос - Как может быть пишущий "персонаж" быть "нереальной личностью? Я что то пропустил? Искусственный интеллект уже научился производить сложные тексты? Да, он уже в состоянии писать прогнозы погоды, составлять финансовую отчётность и выдавать простую поэзию и беллетристику. Но написать к примеру такой текст как ваш, ДК, он пока не в состоянии. Но если вам известны такие персонажи-блогеры, то пожалуйста познакомьте меня с ними. Вы вероятно имели ввиду сокрытие личности под псевдонимом, но и журналисты очень часто подписываются чужими именами. 

Далее, что такое "публикующий"? Если он автор текста (видео), то в определении вы упустили самое главное - не указали связь публикации с публикующим. Если это некая программа, которая тащит статьи из разных источников (такое практикуется / лось на Конте), то это и не блогер совсем. Есть смешанные случаи, когда блогер пишет сам и относительно много перепубликует чужие материалы, в том числе сопровождая их авторским комментарием. Тоже самое делают СМИ.

"Второе, точка зрения блогера, в отличие от журналиста, должна совпадать с мнением наибольшего количества людей. Другими словами - успешный блогер - это транслятор сложившегося общественного сознания в СМИ (прим. выделено В.Маслов). В отличии от журналиста, который пытается на это сознание повлиять своим авторитетом и это сознание изменить в намеченную редактором сторону", - продолжает ДК.

Я много раз перечитывал этот текст и не нахожу в нём никакого смысла. Одни противоречия. Во-первых, ничего не должно совпадать. Блогер может успешно паразитировать на группах полу-, сумасшедших и/или дегенератов, просто отребья, детях неразумных или выпасать оппозиционные стада плешивых овец. Я считаю, что блогер сегодня выполняет те же функции что и журналист - создание информации и её распространение с целью формирования общественного сознания / мнения. И тут размер аудитории не имеет никакого значения. Сегодня массы думают так, а завтра к власти придёт оппозиция или контрэлита и станет заставлять думать иначе, многие поддадутся. Ваши слова выделенные мной лишний раз доказывают, что рядовой блогер это как бы внештатный "работник" или волонтёр традиционных СМИ, то есть, журналист любитель, который впрочем может впоследствии вырасти и дать фору многим именитым журналистам.

Все мы являемся продуктами той или иной системы, а наше мировоззрение, сознание и взгляды формируются под влиянием информации, которую создали не мы. Человек не появляется на свет по своей воле, имя ему дают другие, также, как правило, и уходит он против своего хотения. Обыватель ещё в "несознательном" периоде жизни выбирает чью-то сторону и движется в русле, "не обыватель" - дополнительно её ретранслирует, воспроизводит и выдаёт на гора освежённую информацию (по большей части всё придумано до нас). Есть конечно случаи, когда с течением жизни властители дум кардинально меняют свои взгляды, но прежнее упорство и разум никуда не деваются. 

ДК, главная ошибка в том, что вы рассматриваете блогерство как единый организм, а это далеко не так. Напомню с чего начиналось большое блогерство - с ЖЖ, Лайфинтернет, Блоггер, Юкоз и других бесплатных, открытых и очень простых площадок, где абсолютно любой пользователь сети Интернет мог публиковать свои и чужие материалы. На заре этого явления подавляющее число рядовых блогеров не имела возможности заработка, теперь зарабатывают не только на блогерах, но и сами блогеры. Сегодня всё необычайно усложнилось, популярные блоги это крупные коммерческие проекты, на некоторых звёзд ЖЖ работает небольшой штат. Успешные "новички" блогерства это большие профессионалы и огромные стартовые капиталы. Пример тому Дудь и Шарий (соотв.), оба они пришли на Ютуб с успешным опытом работы в традиционной журналистике. Про видео развлекуху я вообще молчу.

Но несмотря на приход крупного капитала (интересов) и по сути вытеснение "энтузиастов" с раскрученных площадок, они никуда не денутся. Это студенты, пенсионеры, домохозяйки, профессионалы своего дела пишущие изредка или раз в неделю по выходным, любители (хобби) и другие люди, которые не могут не писать. Просто они будут кучковаться в других местах, и если качество этих "мест" достигнет определённого уровня, то неизбежно придёт популярность и успех, а значит возможность влиять, как делают это журналисты и СМИ.

Ещё один важный момент. Вы заметили, что в последние годы социальные сети стали называть "социальные медиа"? В США только так и говорят. Традиционные государственные СМИ публикуют статьи "блогеров" и обзоры комментариев из соцсетей, а федеральные телеканалы часто пользуются материалами видеоблогеров. Что касается горячих репортажей, то информацию в сеть выложат местные блогеры или очевидцы гораздо раньше СМИ. Всё это рушит границы и говорит о сращивании.

Всё же, разница между традиционным журнализьмом и блогерством есть, но не в главном. Коротко несколько отличий. 1). В нынешних условиях, помимо формирования мнений, СМИ стремятся к самоокупаемости и прибыли, чего нельзя сказать о блогосфере. 2). Отличие блогера от журналиста в том, что очень часто для блогера писательство не источник дохода или не основной, то есть, он более независим, а поэтому более "опасен". 3). Журналист и его деятельность защищены законом, блогер - нет. Тут мы подходим к проблеме правового регулирования деятельности блогеров-одиночек. 4). Журналист, человек "закрепощённый", не всегда, но он выполняет указания редакции и его работы могут цензурироваться, блогер - свободен, его деятельность ограничена только самоконтролем. 5). Любое СМИ начинается как крупный проект требующий больших ресурсов, известный блогер - не всегда.

В заключение давайте попытаемся дать определение "блогер". Для некоторых это станет новостью, но наши власти уже его дали в Федеральном законе от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ. Блогер - "владелец сайта и (или) страницы сайта в сети "Интернет", на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трех тысяч пользователей сети "Интернет"". Часть о трёх тысячах можно опустить, так как это связано с контролем их деятельности. Ну и чем скажите эта дефиниция не укладывается в традиционную журналистику? 

Я выхожу на такое определение. Блогер - человек, занимающийся созданием, сбором и распространением информации только из личных побуждений и не состоящий в штате СМИ. Данное определение хорошо ещё тем, что оно позволяет навести порядок в современной блогосфере и отделить мух от котлет.



2018 » Сентябрь » 25 / 08:52 / Просмотров: 398 / Комментариев: 0

omForm">
avatar