Допустимо ли называть старообрядцев "раскольниками"? Можно говорить, что двуперстие это "символ раскольничества"?

Прежде чем перейти к документам и фактам, дам вам добрый совет: при общении со старообрядцем не стоит называть его "раскольник", он может воспринять это за оскорбление. Поскольку численность старообрядцев только в России составляет около 2 млн человек, или по оптимистическим оценкам до 5 млн, то прошу вас, ради простой вежливости, не говорить про них в таком духе. Тем более недопустимо обзывать двуперстие "символом раскольничества". Да, вы можете плевать на мнение миллионов русских людей и продолжать оскорблять их, но вот игнорировать официальную позицию РПЦ не стоит.

Статья в тему, рекомендую ознакомиться. Мутный движняк вокруг старообрядцев: известный философ Славой Жижек предложил использовать "русскую духовность в лице старообрядцев" для того, чтобы "победить правящих в Кремле извращенцев".

В июне 1971 года на Поместном Соборе РПЦ принят документ "Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их" (2 июня 1971 года), среди прочего в нём сказано (выделено мной):

"1. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года о признании старых русских обрядов спасительными, как и новые обряды, и равночестными им.

2. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об отвержении и вменении, яко не бывших, порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двухперстию, где бы они ни встречались и кем бы они ни изрекались.

3. Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23 (10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие.

Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру".

Итак. Во-первых, более полувека назад РПЦ признала равными себе старообрядцев и старый обряд, со всеми его составляющими, включая двуперстие. Во-вторых, порицание и оскорбления всего что связано со старообрядчеством отвергаются и не допускаются. В-третьих, окончательно отменены анафема, проклятия, осуждение, притеснения и преследования старообрядцев. В-четвёртых, последователи старых обрядов больше не считаются еретиками и раскольниками. В-пятых, старообрядцы признаны членами РПЦ. Наконец главное - РПЦ сама назвала свой обряд новым, а старообрядцы определены как хранители древних русских обрядов, причём "свято хранящие".

Двуперстие

Господь Вседержитель. Монастырь Святой Екатерины. Синай. VI век

Святой Николай. Новгород. Конец XIII века

Святой Николай Чудотворец. Москва. Первая половина XVI века

Среди православных СМИ есть безусловно авторитетные издания "Правмир" и "Православие.ру", они дополнительно разъясняют позицию РПЦ.

"На «советском» Соборе 1971 года Русская Церковь официально сняла «анафемы» со старого обряда, признав его равноценным и равноспасительным", - "Правмир".

"Пусть читателя не пугают слова «единоверие», «старообрядные приходы», «православные старообрядцы» и просто «старообрядцы». Речь идет не о представителях какой-то христианской конфессии или, упаси Бог, о раскольниках, а о такой же полноте церковной... Интерес к старому обряду в Церкви растет с каждым годом, привлекая всё больше сторонников жизни по законам Древней Руси. И дай Бог, чтобы интерес этот не угасал, а только креп. И самое главное – неукоснительно помогал всем нам двигаться к спасению души.", - "Православие.ру".

В 2006 году Митрополит РПЦ Ювеналий совершил богослужение по старому обряду в единоверческом храме Подмосковья. 

"Возвращение к нам старого обряда – большое событие в жизни Русской Церкви. Недавно впервые за 350 лет в Успенском соборе Кремля была совершена Литургия по старому обряду. Это свидетельствует о том, что интерес к старому обряду растет в нашей Церкви", - Митрополит Иларион, 2013 год.

В 2015 году Митрополит РПЦ Иларион совершил старообрядческую литургию, в дальнейшем эта практика продолжилась.

В составе РПЦ существуют "единоверческие" приходы, это старообрядцы и службы там ведут по старому обряду, разумеется, используется только двуперстие. Самый известный в России старообрядец-единоверец это Александр Гельевич Дугин, личность неоднозначная и сложная, но среди русских консервативных философов его на Западе знают больше всех, наши враги называют его "мозгом Путина", "архитектором русского экспансионизма" (Украина) и в том же духе. Западные аналитики, стратеги и СМИ уже много лет постоянно пишут про Дугина, либералы и недруги России воспринимают его как серьёзную угрозу, дошло даже до покушения на убийство.

"Старообрядные (единоверческие) приходы Русской Православной Церкви в своей практике используют древнерусские богослужебные обряды, признанные спасительными, как и новые обряды, и равночестными им Деянием Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви от 2 июня 1971 года «Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их»", - Положение о старообрядных приходах Русской Православной Церкви.

Выводы. Недопустимо называть старообрядцев "раскольниками". Нельзя говорить, что двуперстие это "символ раскольничества".



2025 » Май » 21 / 01:13 / Просмотров: 4 / Комментариев: 0

omForm">
avatar