Как убивали «Южмаш» | ||
Коллектив распустили по домам, «забыв» заплатить более 140 миллионов гривен (около 500 млн рублей) зарплаты. А чтоб подсластить пилюлю, в последний рабочий день выдали каждому по… 20 процентов зарплаты за май. «Южмаш» убивали целенаправленно… В эфире «незалэжного телебачення» сейчас восхитительная тишина по поводу остановки предприятия-гиганта, зато с радостью сообщают о грядущих фантастических успехах в кооперации с американцами. Одиозный канал «1+1», принадлежащий Коломойскому, поведал миру оглушительную сенсацию: «Южмаш» уже завтра-послезавтра начнет поставлять свои двигатели не кому-нибудь, а «Боингу». Спасибо, мол, Порошенко и Яценюку с Турчиновым, которые полностью прекратили любое военно-техническое сотрудничество с Россией. Радостью с теми, кто «стрыбае на майдане», поделился некто Любомир Сабадош, назначенный совсем недавно председателем украинского Госкосмоса. «Boeing видит нас своим партнером. Компанию интересует продолжение сотрудничества с Украиной в направлении «Морского старта», также интересует проект, который мы предложили по созданию нового сателлита, который бы помог Украине реализовать телекоммуникационные задачи», - самозабвенно вещал Сабадош на «1+1». Он рассказал, что уже в конце октября – начале ноября в Киев приедет представительная делегация НАСА, что будут подписаны многомиллионные международные контракты. Единственное требование американцев, сказал Сабадош, - отсутствие сотрудничества с «санкционными странами». Да вот незадача: буквально на следующий день официальный представитель «Боинга» сделал заявление: «Наша компания не подписывала никаких контрактов и соглашений с Украиной о сотрудничестве в области каких-либо, в том числе космических, программ, никаких переговоров с Украиной на этот счет не вела, не ведет и вести не планирует». Чётко и ясно. В течение почти десятилетия Госкосмосом руководил Юрий Алексеев. Биография его простая, характерная для многих в отрасли. После окончания засекреченного «космического» факультета в Днепропетровском университете – помощник мастера на «Южмаше». Там становился на ноги, делал карьеру, дорос до генерального директора, затем возглавил Национальное космическое агентство Украины (Госкосмос). Ровно год назад Алексеев попал под люстрацию, и как представитель «антинародного режима» был уволен без выходного пособия. А на его место назначили «перспективного креативного менеджера» уроженца города Чертков Тернопольской области Олега Урусского. И не беда, что этот тип никакого отношения к космической отрасли никогда не имел. Зато говорил на «мове», с первого дня своей работы в должности потребовал этого же от подчиненных. Приход Урусского в Госкосмос сравнивают с нашествием на Киев Мамая: все более или менее квалифицированные специалисты попали под люстрацию, на их место привели западенцев, не имевших и малейшего представления о космосе и ракетной технике. Разгром был полным и ошеломляющим. Таким, что даже депутаты из порошенковской фракции в Раде подняли вой. На переговорах Урусский вызывал полное недоумение у иностранных партнеров, ибо походил на Остапа Бендера во время сеанса одновременной шахматной игры в Васюках. Тем не менее задачу свою за полгода он выполнил, его уволили «по собственному желанию», поблагодарив за «плодотворную деятельность». А «главным космонавтом» Украины назначили уроженца города Коломыя Ивано-Франковской области 41-летнего выпускника Львовской коммерческой академии Любомира Сабадоша. До этого «патриот» успел поработать налоговым инспектором, порулить в каком-то небольшом ООО, а главное – сполна продемонстрировал качество, требуемое хозяевами. Из кресла директора Харьковского НПО «Коммунар» Сабадош очень быстро сумел пустить на дно это предприятие ОПК. Оно еще с советских времен специализировалось на выпуске систем управления для космических объектов и ракет-носителей. Руководитель украинского исследовательского центра «Третий сектор» Андрей Золотарев убежден, что его страна окончательно скатывается к производственным отношениям доиндустриальной эпохи. «Украинцев теперь никто в космос звать не будет. Страна возвращается к традиционному укладу – свинопасы с гречкосеями, буйные казаки-правосеки. Ясновельможная шляхта с арендаторами. Этой Украине космос не нужен. Вкладывать в будущее в такой стране не будут. Рабочим «Южмаша» и не только пора это понять. Экономика большого базара и космос – вещи несовместимые», – говорит Золотарев. Что верно, то верно. Уничтожение мощного производственного комплекса ракетно-космической промышленности в Днепропетровске началось сразу же после провозглашения «незалэжности». Директор «Южмаша» Виктор Щеголь (он руководил предприятием десять лет после назначения Юрия Алексеева главой Госкосмоса и также попал под люстрацию в конце 2014 года) рассказывал мне как-то: «Американцев пустили сюда впервые при Кравчуке. Они тогда долго крутились возле макетов «Воеводы» и Боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) – экспонаты в натуральную величину выставлены перед фасадом главного здания ОКБ «Южное» на территории завода. Вы не представляете, какие у них были радостные лица, как они цокали языками! Американцы не скрывали – наши «Воевода» (по их классификации «Сатана») и ракета РТ-23 УТТХ «Молодец» с БЖРК не давали им спокойно спать. Это ведь мощнейшее стратегическое оружие, которого в США и поныне нет. Оно не просто обеспечивало ядерный паритет в мире. Оно на десятилетия опередило все западные разработки». «Южмаш», наверное, украинские «евроинтеграторы» добили бы очень быстро, но в одном отношении предприятию повезло: президентом республики стал его бывший генеральный директор Леонид Кучма. Владимир Команов, в прошлом главный конструктор ракетно-космического направления, вспоминает: «Мы чувствовали поддержку президента. Прежде всего, в поисках партнеров. Он же понимал, что это единственный путь. Леонид Кучма хорошо понимал, что только так – в рамках международных проектов по освоению космоса – можно сохранить производство ракет, рабочие места и зарплату специалистам, получить доход, укрепить авторитет Украины, перевести ее ракетную технологию на самоокупаемость и прибыльность, сохранить кооперацию и загрузить смежные отрасли. Не сразу, но результат появился: сначала программа «Глобалстар», а затем и «Морской старт». Учредителями этой уникальной международной компании стали тогда «Боинг» (США), НПО «Энергия» (Россия), «Кварнер» (Норвегия), КБ «Южное» и ПО «Южмаш». К слову, именно Владимир Команов, прошедший на своем предприятии путь от рядового инженера до главного конструктора, был директором международной программы «Морской старт». На базе легендарной «Сатаны» создали российско-украинскую ракету-носитель «Днепр». С 1999 по 2015 год она выполнила более двадцати коммерческих пусков, на орбиту было вывели почти полторы сотни космических аппаратов, принадлежащих 20 государствам. Одновременно специалисты из Днепропетровска занимались сервисным обслуживанием своих же ракет, которые стоят на вооружении Ракетных войск стратегического назначения Российской Федерации. Оказалось, что «Воевода» («Сатана»), ресурс которой поначалу закладывали в двадцать лет, может служить намного дольше. Буквально накануне майданного шабаша в Киеве на «Южмаш» приезжал Дмитрий Рогозин. Вице-премьер РФ предложил предприятию многомиллиардные инвестиции в обмен на участие в международном консорциуме, где главное действующее лицо – Россия. Однако грянула «революция достоинства», и уже скоро официальный сайт «Южмаша» сообщал: «В результате последовательного сокращения объемов производства ракетно-космической техники поступления денежных средств снизились более чем в четыре раза, с 1 млрд 907 млн грн в 2011 году до 450 млн грн в 2014-м. При этом по договорам с Россией сокращение оказалось более чем 60-кратным – с 1 млрд 719 млн до 28 млн грн. Дальнейшее производство ракетоносителя «Зенит» (проекты «Морской старт», «Наземный старт») приостановлено. Возобновление находится под вопросом. Россия сокращает сотрудничество по прочим проектам («Днепр», Федеральная космическая программа). В результате потери основного заказчика дефицит оборотных средств составил на конец 2014 года около 700 млн грн. Долги предприятия на 01.01.2015 составляют около 640 млн грн, в том числе по зарплате, сопутствующим платежам и социальным выплатам – более 140 млн грн». Буквально через несколько дней эту информацию с сайта удалили (хотя мне удалось тогда сделать скрин-шот – рукописи не горят!). Тогда же энергетики отключили за долги большинство цехов «Южмаша», коммунальщики – воду. Даже туалеты пришлось закрывать. Подчеркнём, что само существование производства ракет в Днепропетровске без кооперации с Россией невозможно. Из России шли туда алюминий, редкие ценные цветные металлы. Даже двигатели в сборе. Даже системы управления и наведения… Однако Вашингтон дал приказ – хунта ответила «Есть!». В конце прошлого года «Южмаш» посетил президент Вальцман-Порошенко. Ему сообщили: для более или менее устойчивой работы «Южмашу» необходимы заказы на 2 – 3 млрд гривен. «Будет!» - бойко ответил Вальцман и пообещал принять госпрограмму возрождения предприятия. Итогом стало участие «Южмаша» во всеукраинском тендере на … производство троллейбусов. Выиграли легко, но вмешался Антимонопольный комитет. По иску принадлежащей семейству Порошенко корпорации «Богдан Моторс» (она не имеет своего собственного производства, а специализируется на контрабанде из Индии и Китая в больших количествах автобусов и троллейбусов) заставили провести тендер повторно. И теперь уже победителем назвали компанию «СТГ Инжиниринг» … «дочку» «Богдан Моторс». …Когда-то по огромной территории «Южмаша» ходили пять своих регулярных автобусных маршрутов – от цеха к цеху, от производства к производству. Сегодня здесь царит тишина. Лишь осенние листья шелестят по дорожкам, да порой слышен шум двигателей грузовиков: это неизвестные люди вывозят в неизвестном направлении остатки оборудования бывшего гиганта советской военной индустрии. И так вся Украина. Разграбленная хищными временщиками, приведенными к власти в результате срежиссированного американцами переворота, превращается некогда цветущая республика в захолустное дикое поле. Дмитрий Артёмов | ||
|
|
|
| |