Дикий рыбный экспорт | ||
Поддерживая эти поставки на том минимально необходимом уровне, который обеспечивает снятие претензий со стороны властей в недостаточном снабжении сырьем российских переработчиков. Если взглянуть на статистические данные, можно увидеть, что в 2014 году объем поставок морепродукции за рубеж уменьшился: согласно данным Росстата, объем экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в прошлом году составил 1 млн. 704,4 тыс. тонн, снизившись по сравнению с 2013 годом на 9,5% или 178,9 тыс. тонн. Но если обратить внимание на Дальний Восток, являющийся основным промысловым бассейном, выясняется, что здесь все выглядит немного иначе. Экспорт водных биологических ресурсов и аквакультуры в 2014 году из Приморья и Сахалинской области, обеспечивающих основной поток рыбного экспорта всего дальневосточного региона, снизился в 2014 году на 6,2% или на 83 тысячи тонн в сравнении с показателями 2013 года - с 1,33 млн тонн до 1,25 млн тонн. Вот только надо учесть, что в 2014 году было добыто на 100 тысяч тонн рыбы и других видов водных биоресурсов меньше, чем в 2013 году, а экспорт снизился на 83 тысячи тонн. И при всем этом относительно данных 2012, 2011 и 2010 гг,, когда было вывезено 1,21, 1,23 и 1,06 миллионов тонн, экспорт продукции водного промысла за 2014 год все равно остается выше. Если обратить внимание на минтай, являющийся основным экспортируемым продуктом рыбного промысла Дальневосточного региона, получается, что в 2013 году предприятия ДВ РФ поставили за границу 608 115,43 тонны этой мороженой рыбы, а в 2014 - 597 168,17 тонн. То есть, поставки минтая снизились всего на 10947,26 тонн или на 1,8 процента. То есть, на Дальнем Востоке ситуация остается практически неизменной, хотя формальные суммарные показатели позволяют браво рапортовать о снижении поставок рыбы за рубеж в абсолютном выражении. И вряд ли стоит ожидать, что рыбаки просто возьмут и снизят объемы экспорта из-за того, что стране в нынешних условиях нужна отечественная рыбопродукция, или из-за того, что цены на нее в России поднялись почти до мирового уровня. К примеру, после недавнего снижения цен на Сахалине цена на минтай в магазинах торговых сетей «Столичный» и «Островной» составляет 80-83 рубля за кг, тогда как по внешнеторговых контрактам он предлагается китайским компаниям по цене 1.3-1.35 доллара (65 – 67,5 руб) за кг. Казалось бы, продавать рыбу в Россию выгоднее, но рыбаки все же предпочитают ориентироваться именно на экспорт. Традиционно они объясняют это тем, что поставки в Россию сопряжены с массой бюрократических проволочек, препятствиями со стороны контролирующих органов, отсутствием логистики, слабым спросом и т.п. Но вот о самом главном все же предпочитают умалчивать - ориентация на экспорт обусловлена тем, что существующая система позволяет при осуществлении экспортных операций получать неучтенную прибыль, скрываемую от налогообложения и оседающую на счетах за рубежом. Неучтенная прибыль возникает в результате использования нескольких хорошо известных и довольно простых, но весьма эффективных схем, предполагающих занижение стоимости, поставки через оффшорные фирмы, а также простую контрабанду. 1. Занижение стоимости экспортируемой продукции в контрактах. При этой схеме официальная цена, указываемая в контрактах, ниже реальной цены. По договоренности с импортером, оплата по контрактной цене переводится официально на счет экспортера, а оставшаяся часть по неофициальной договоренности переводится на отдельный счет в каком-либо из иностранных банков. Разумеется, так можно работать только с проверенными надежными партнерами, в противном случае велик риск того, что покупатель просто «кинет» продавца и оплатит только ту часть, которая указана в контракте. Как правило, при использовании данной схемы в начале года заключается долгосрочный контракт (сроком на 1-2 года) на поставку большого количества продукции по определенной цене. Поставки в рамках исполнения контракта осуществляются несколькими партиями в течение года (или двух лет). Несмотря на то, что в контракте указывается возможность изменения условий для каждой конкретной партии отдельным дополнением к контракту, этого обычно не происходит. В результате, поставки осуществляются по ценам, намного отличающимся от реальных рыночных цен на момент поставки. В частности, обращает на себя внимание тот факт, что долгосрочные контракты на поставку минтая заключаются в начале календарного года, когда еще не определены цены на эту рыбу на сезон А и, тем более, невозможно определить, какими будут цены для сезона В. При этом даже на момент заключения контракта рыночные цены превышают указанные в контракте. 2. Продажа продукции через оффшорные фирмы. При использовании данной схемы также происходит занижение контрактной цены. Согласно договору с оффшорной фирмой продукция поставляется по заниженной цене, при этом оффшорная компания перепродает эту продукцию реальному покупателю по рыночной цене. Фактически, оффшорная фирма используется в качестве номинального посредника исключительно для вывода части прибыли из-под налогообложения. При использовании данной схемы экспортер заключает контракт с оффшорной фирмой, но реально поставляет продукцию конечному покупателю, при этом в контракте оговорено, что покупатель имеет право назначить получателя товара по своему усмотрению. На самом деле, многие такие оффшорные фирмы создаются самими российскими компаниями-экспортерами и регистрируются на подставное лицо. Можно обратить внимание, что масса гонконгских фирм зарегистрирована по одному адресу и имеет одинаковые номера телефонов – как правило, это адрес юридической компании, которая занимается регистрацией таких фирм и за отдельную плату предоставляет также «секретарские услуги». При необходимости, для проведения встречи с кем-либо из партнеров может быть даже предоставлен и отдельный офис с персоналом, арендованный на пару дней в этом же или соседнем здании. Конечно, не у всех есть собственные оффшорные фирмы, но в этом случае всегда есть возможность использовать чужую – такие услуги, предоставляемые за небольшой процент, также нередки. В большинстве случаев, однако, оффшорные фирмы сами выступают в качестве и покупателя, и получателя. В этом случае оффшорная компания зачастую оказывается аффилированной с российским поставщиком. Как правило, при использовании этой схему заключаются долгосрочные контракты без указания конкретных видов продукции и цен, что позволяет поставлять любую рыбную продукцию. При этом часто можно обнаружить, что в договорах указывается пункт, согласно которому оплата может производиться в течение 360 дней с момента подписания приложения контракту на отгруженную продукцию. То есть, деньги в течение почти года могут свободно быть пущены в оборот за рубежом. Кроме того, это позволяет размещать продукцию на временное хранение на холодильниках за границей (обычно, в Пусане) для последующей продажи по более высокой цене. О масштабах таких поставок через оффшоры говорилось в докладе аудитора Счетной палаты Сергея Штогрина, сделанном по итогам проведенных этим ведомством в 2014 году проверок: «Предприятия рыбодобывающей отрасли активно участвуют во внешней торговле водными биологическими ресурсами… В 2013 году российские пользователи добыли во всех районах Мирового океана и внутренних водах 4,3 млн. тонн водных биоресурсов, что на 10,7 тыс. тонн выше уровня 2012 г. Объем поставок рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов за пределы России составил 1,9 млн. тонн, что на 12,6% превышает уровень 2012 г. Значительные объемы водных биоресурсов экспортируются по контрактам с лицами, зарегистрированными в оффшорах. В 2013 г. доля такого экспорта составила 37,5% в стоимостном и 40,6% в весовом выражении. В 1 квартале 2014 г. эти показатели - 42,7% и 41,8% соответственно. Внешнеторговые контракты с оффшорами носят формальный характер – при экспорте практически все товары поступают из РФ не в оффшорные территории, а в третьи страны. Уровень цен при этом занижается по сравнению с внешнеторговыми контрактами, заключаемыми напрямую». Между тем, по экспертным оценкам, «черная» разница между реальной и «оффшорной» ценой тонны рыбо- и морепродукции может варьироваться в зависимости от вида продукции от 100 до 1250 долларов США. 3. Занижение экспортной стоимости за счет указания неверного размерного ряда продукции. В этом случае в документах указывается поставка рыбы меньшего размера, чем в действительности, что позволяет указать более низкую цену. Аналогично при указании разносортицы может экспортироваться продукция высокого размерного ряда. Разница в стоимости может достигать 500 долларов за тонну. Использование данной схемы возможно благодаря слабому контролю со стороны таможенных органов, не способных проверить продукцию на предмет соответствия груза указанной на нем маркировке . При этом иногда размерный ряд вообще не указывается. Бороться с занижением экспортных цен и использованием оффшорных фирм довольно сложно. Российские таможенные органы оценивают достоверность цен, соотнося их со средним уровнем цен по региону, то есть во Владивостоке смотрят на цены, указанные в таможенных декларациях других таможен Дальнего Востока. Между тем, в условиях высокого уровня консолидации дальневосточной рыбодобывающей отрасли (основной объем квот на вылов минтая, например, принадлежит шести крупным группам) уровень показываемых ими для таможенных органов цен примерно сопоставим. Если же таможня вдруг начинает возражать, учитывая, что заявленная цена отличается от известных ей цен китайского или корейского импорта, это ничем хорошим для таможенников не заканчивается – арбитражные суды встают на сторону экспортеров, поскольку определяющим фактором, согласно инструкции, является уровень цен на российском Дальнем Востоке. Практически, за последнее время таможенные органы не выиграли ни одного подобного дела, когда они пытались изменить стоимость и доначислить пошлину. В результате, стоимость тонны одинаковой рыбы, поставляемой в тот же Китай из России и США, может отличаться на несколько сотен долларов. В общем же масштабе речь идет о разнице в миллионы долларов. 4. Нелегальный вывоз за рубеж рыбо- и морепродукции (контрабанда). Этот вид незаконной деятельности процветает во многом благодаря несовершенству российского законодательства. В частности, речь идет о Постановлении Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 № 184 «О Порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации», согласно которому продукция может вывозиться на экспорт по упрощенной схеме – оформление должно занимать не более трех часов. Понятно, что за такое короткое время возможен только документарный контроль, а физический контроль ограничивается досмотром видимой части продукции в трюмах судов, либо при перегрузах (пограничными и таможенными органами). При этом идентификация видов рыбопродукции, не проводится, а количество и вес оцениваются исходя из данных объёмов трюмов, осадки судна и т.д. Стоит, кстати, обратить внимание, что практика оценки объема груза исходя из его осадки предполагает, что количество топлива в баках соответствует заявленному в документах. Если же топлива вдруг в действительности меньше, вполне можно рассчитывать на дополнительную загрузку неучтенного количества рыбы. В этой связи, кстати, вспоминается тот факт, что на затонувшем судне «Дальний Восток» топливные баки оказались почти пустыми. Не собиралась ли компания «Магеллан» (владелец судна) отправить добытый минтай на экспорт по этой самой упрощенной схеме, рассчитывая на то, что оценку объема груза инспекторы проведут исходя из его осадки? Впрочем, вряд ли мы когда-нибудь об этом узнаем. Отсутствие реальной возможности проведения физического контроля при упрощенном порядке оформления уловов не позволяет идентифицировать продукцию с данными, указанными в товаросопроводительных документах, составленных экспортерами. В результате, создаются благоприятные условия для развития теневого бизнеса. Так, вместе с мороженым минтаем (цена на рынках АТР сейчас 1350-1380 долларов за тонну) вполне можно вывезти и икру минтая ястычную мороженую, которая уже стоит до от 5500 до 7000 долларов США за тонну. Таким же образом можно вывозить и другие валютоемкие виды водных биоресурсов - краб, креветку, гребешок, трубач и т.д., стоимость которых может составить от 6 до 50 и выше долларов США за один килограмм. Все эти «серые» схемы создают условия для получения огромных финансовых средств, оседающих в иностранных банках (оффшорных зонах). Значительные средства обращаются также в наличном виде, служа подпиткой теневого бизнеса и идя на подкуп чиновников (пример бывшего сахалинского губернатора Хорошавина наглядно показывает, какими бывают взятки наличными). Вот только в бюджет Российской Федерации перечисляются минимальные налоговые и иные сборы от сделок по продаже за рубеж морепродукции. Более того, некоторые такие предприниматели в ряде случаев умудряются даже успешно возвращать из бюджета России налог на добавленную стоимость. Так что не стоит ожидать, что рыбные экспортеры вдруг проникнутся патриотизмом и станут сначала поставлять продукцию в Россию, а иностранцев снабжать по остаточному принципу. Пока существует возможность зарабатывать «левые» деньги, причем большие и легко, экспорт будет процветать. Поэтому систему необходимо менять, что требует изменения действующих и принятия новых законов, регулирующих рыбохозяйственную деятельность и экспорт продукции с низкой добавочной стоимостью. Вот только есть проблема – законы для рыбной отрасли пишут как раз те, кому выгодно сохранение ее экспортной направленности. Систему надо менять радикально, начав с замены тех, кто лоббирует интересов отраслевых экспортеров, на тех, кто будет лоббировать интересов государства и его граждан. Опубликовано в газете "Далекая окраина" № 5-2015 | ||
|
|
|
| |