Ольга Четверикова. Другая история Голливуда

Ольга Четверикова. Другая история Голливуда
Об Голливуде как инструменте цивилизационной войны на культурном фронте беседуют Дмитрий Перетолчин и историк Ольга Четверикова. Четверикова Ольга Николаевна - доцент МГИМО, кафедра истории и политики стран Европы и Америки, кандидат исторических наук. Голливуд продолжает оставаться мишенью для проникновения и подрывной деятельности различных государственных структур, в частности ЦРУ.
Различные государственные агентства сегодня имеют в Голливуде свои представительства, начиная от ФБР, и заканчивая НАСА и Секретной Службой. Спецслужбы имеют давнюю историю вмешательства в индустрию кинематографа. 

Часть 1



Часть 2



Голливудская пропаганда на службе американских спецслужб

Сегодня мы рассмотрим prima facie (лат. на первый взгляд; прим. mixednews) слухи о том, что Голливуд продолжает оставаться мишенью для проникновения и подрывной деятельности различных государственных структур, в частности ЦРУ. Академические споры о пропаганде в кинематографе являются почти целиком ретроспективными, однако в ряде комментариев было обращено внимание на долговременные и открытые отношения с Пентагоном, ещё меньше было написано о скрытом влиянии при помощи Голливуда в пост 9\11 мире. Таким образом эта работа занимается изысканиями на поле как сказал Дейл Скотт «глубокой политики», а именно деятельности, которую в настоящее время невозможно полностью понять из-за скрытого влияния теневых игроков власти.

Последние картины

Различные государственные агентства сегодня имеют в Голливуде свои представительства, начиная от ФБР, и заканчивая НАСА и Секретной Службой. Немногие из этих агентств, однако, имеют что-то, чтобы предложить в обмен на изменение сценариев, и таким образом их влияние в Голливуде минимально. Заметным исключением здесь является Министерство обороны, которое является «открытым», однако едва разрешило публикацию отношений с Тинсел Таун, где в обмен на консультации, людей, и ценное оборудование вроде авианосцев и вертолётов, Пентагон обычно требует более лестное для себя изменение сценариев. Примером такой политики включая изменение подлинной личности реального героического персонажа военного в фильме «Падение чёрного ястреба» (2001), из-за его статуса насильника детей; удаление шутки о «потерянном Вьетнаме» из фильма о Джеймсе Бонде «Завтра не умрёт никогда» (1997), и вырезание сцен, где военные моряки выдирают золотые зубы у мёртвых японских солдат в «Говорящие с ветром» (2002). Примеров, подобных этим, бесчисленное множество, и Пентагон предоставляет своё такое желанное «полное содействие» длинному списку современных картин, таких как «Топ ган», «Правдивая ложь», «Приказано уничтожить», «Самолёт президента», «Цена страха», «Трансформеры», «Железный Человек», а также телесериалам вроде «Военно-юридическая служба».

Такие действия правительства, сами по себе едва ли моральные и почти неосвещаемые, по крайней мере делаются на благо общественности. Такое, однако, вряд ли можно сказать о делишках ЦРУ с Голливудом, которые до недавнего времени в основном не признавались самим агентством. В 1996 ЦРУ без лишней помпезности объявило о создании своего нового офиса Media Liaison, который возглавил ветеран Чейз Брендон. В рамках своего нового представительства ЦРУ теперь могло открыто сотрудничать с голливудскими кинопроизводителями, якобы строго в рамках «консультаций».

Решению агентства о начале открытого сотрудничества с Голливудом предшествовал «доклад рабочей группы о большем открытии ЦРУ для общественности» от 1991 года, составленным директором ЦРУ Робертом Гейтсом, который заново организовал «Открытую рабочую группу», где тайно обсуждался (какая ирония) вопрос о том, не стоит ли стать секретной службе менее секретной. В докладе признаётся, что ЦРУ «сейчас сотрудничает с репортёрами из всех крупных информагентств, газет, и телевизионных сетей страны», и авторы доклада замечают, что это помогает им «изменить некоторые «провалы секретной службы» в «успехи секретной службы», и вносить различные правки в бесчисленное множество различных видов информации». Далее в нём сообщается, что раньше ЦРУ «убеждал репортёров отолжить, изменить, придержать, или даже выбросить истории, которые могли бы негативно сказаться на интересах национальной безопасности…»

Эти признания добавили веса множеству докладов и слушаний в Конгрессе начиная с 1970-ых, что указывает на то, что ЦРУ сохраняет глубокие связи и скрытое присутствие в национальных и международных СМИ, получивших неформальное название «Операция Пересмешник». В своём докладе от 1991 года ЦРУ признаёт, что «мониторит определённые сценарии фильмов о агентстве, как документальные, так и художественные, по просьбе фильмопроизводителей, которые обращаются к ним для пущей точности и достоверности». Однако горячо настаивает на том, что хотя и «способствовало сниманию некоторых сцен в помещении агентства», тем не менее не стремится «играть какую-либо роль в фильмопроизводстве». Но, кажется маловероятным, что ЦРУ, сохраняя долгие отношения и присутствие в медиа и академии, никак не проявляет своего интереса в плане увеличения влияния на киноиндустрию.

Действительно, не должно удивлять то, что ЦРУ было вовлечено в некоторые недавние блокбастеры и телесериалы. Сериал CBS 2001 года «Агентство», исполнительным продюсером которого является Вольфганг Петерсон («Подводная лодка», «Самолёт президента») фактически работал с соавторстве с бывшим агентом ЦРУ и моряком Баззелом Базом, а также с ним работали и другие бывшие агенты ЦРУ в качестве консультантов. ЦРУ с радостью открыл свои двери для производства фильма, и предоставил площадки для наружных и внутренних сьёмок в своей штаб-квартире в Ленгли. Этот механизм был сопоставим с сотрудничеством Феда (здесь, похоже имеется в виду ФБР; прим. mixednews) в производстве популярного сериала «ФБР» (1965-1974), который создавался в сотрудничестве бюро с ABC, и где в титрах каждого эпизода благодарили Эдгара Гувера. Кроме того, в сериале «Агентство» прославлялись американские разведчики, которые предсказуемо сражались со злодеями вроде русской военщины, арабскими и немецкими террористами, колумбийскими наркоторговцами и иракцами. В одном эпизоде даже показано как ЦРУ спасает жизнь Фиделю Кастро; иронично однако то, что в реальной жизни ЦРУ многократно покушалось на жизнь кубинского лидера (в 1999 году Гавана официально обвинила спецслужбы США в 637 покушениях на Фиделя; прим. mixednews). Промоакции, где перед премьерой рекламировалось шоу 9/11 шли со строками «Теперь больше чем когда либо мы нуждаемся в ЦРУ».

В телефильме «В компании шпионов» снимался снимался Том Беренджер, изображавший бывшего сотрудника ЦРУ, вернувшегося на службу чтобы спасти офицеров агентства, захваченных Северной Кореей. ЦРУ было так воодушевлено этим проектом, что взяло на себя его презентацию, помогало во время его создания, предоставило площади для съемок в Лэнгли, и предоставило 50 отставных офицеров для сьёмок, о чём было сказано на их вебсайте.

«Шпионский» писатель Том Клэнси пользуется особо тесными связями с ЦРУ. После того, как он в 1984 году написал «Охота за Красным Октябрём», и по которому в 1990 году был снят фильм, его пригласили в Лэнгли. Также агентство снова приглашало его когда он писал свои «Игры патриотов» (1992), а для сьёмок фильма по этой книге был предоставлен доступ на объекты в Лэнгли. Во «Все страхи мира» (2002), было показано как ЦРУ отслеживает террористов, собирающихся взорвать ядерную бомбу на территории США. Во время его производства директор ЦРУ Джордж Тенет провёл для кинопроизводителей персональную экскурсию по штаб-квартире ЦРУ; звезда фильма Бен Аффлек также консультировался с аналитиками агентства, а Чейз Брендон служил на сьёмочной площадке в качестве консультанта.

Медийные источники указывают на то, что ЦРУ также работало с Энтони Хопкинсом и Крисом Роком в рамках фильма «Плохая компания», и в фильме Джерри Брукхаймера «Враг государства». Однако детали этого сотрудничества публике не были рассказаны. Кроме того, допокмментарии на ДВД режиссёра «Шпионских игр» Тони Скотта указывают на то, что он бывал в Лэнгли во время подготовки к производству фильма, но как сообщается в одном репортаже, в помощи ему было отказано, после того как Чейз Брендон прочитал окончательный вариант сценария.

Относительно фильма с Томом Хэнксом и Робертом Де Ниро «Война Чарли Уилсона», есть несколько больше подробностей, относительно вовлечённости ЦРУ в работу над проектом, однако и в этом случае их не так много. Роберт Де Ниро вместе с Милтом Бирдоном (офицер ЦРУ в отставке, и киноконсультант; прим. mixednews) ездил на Московский кинофестиваль, и как утверждается, парочка затем «исчезла, и некоторое время они тусовались с бандитами и КГБшниками. Я познакомил их с генералами и полковниками, с которыми я была знаком много лет». Затем Де Ниро с Бирденом отправились в Пакистан. «Мы бродили по всей територии Северо-Западной пограничной провинции», вспоминает Бирден, «перешли мост, который я когда-то построил, и зависли с компанией ребят, попивая чай и стреляя из пулемёта». Однако «Ложное искушение» не оправдал искренние надежды ЦРУ стать эквивилентом «Флаги наших отцов», которые по словам официальных историков ЦРУ должны служить в интересах как они говорят «культуры правды».

«Война Чарли Уилсона» показывала скрытые усилия США, направленные на поставки в Афганистан, чтобы сражаться с Советским Союзом в 1980-ом, что в реальной жизни обернулось тем, что старый союзник США обернулся против них в лице Аль-Кайеды (как обьясняет Крил в книге, по которой был снят фильм). Тем не менее Бирдон, бывший тогда агентом ЦРУ и отвечавший за поставки оружия, работал в качестве консультанта над фильмом, и перед прокатом сказал, что «будет отстаивать мнение о том, что из-за того, что мы делали это, то и получили теракты 11 сентября». Поэтому участие ЦРУ в фильме, кажется принесло свои результаты.

Истинные причины согласия ЦРУ на консультации в фильмах явно отражаются в одном комментарии бывшего главного юрисконсульта ЦРУ Пола Келбо. В 2007 году, будучи в колледже Вирджинии, Келбо проводил лекцию об отношениях ЦРУ с Голливудом, где присутствовал местный журналист. Журналист (который пожелал остаться неизвестным) написал обзор лекции, которая касалась обсуждения Полом Келбо фильма «Рекрут» с Аль Пачино. В обзоре говорилось, что по словам Келбо на съёмочной площадке всё время съёмок присутствовал агент ЦРУ под видом консультанта, но его настоящей задачей являлось давать неправильные указания кинопроизводителям: «Мы не хотели чтобы Голливуд слишком близко подошёл к правде», цитирует журналист слова Келбо.

Странно то, что в электронной почте авторам Келбо в сильных выражениях категорически отрицал то, что делал такие публичные заявления, и утверждал, что однажды имели место «очень конкретный обсуждения с руководством [ЦРУ] о том, что никто и НИКОГДА не искажал правду, с целью оказания влияния на сюжет фильмов». Журналист считает отрицание Келбо «странным», и говорит что «после того, как репортаж вышел в свет, со мной связывался Келбо, и говорил что репортаж ему понравился… Я думаю это просто потому, что [лекция] просто была в Линчберге*, и возможно потому, что в Линчберге никто не придал особого внимания его словам». Журналист предерживался первоначального репортажа, а Келбо домонстративно отказался участвовать с нами в дискуссии по этому вопросу.

*Линчберг, город в ш. Вирджиния, находится довольно недалеко от Лэнгли — штаб-квартиры ЦРУ. Возможно поэтому жители не придали особого значения его словам; (прим. mixednews).

Ранние сценарии

Спецслужбы имеют давнюю историю вмешательства в индустрию кинематографа. Письма от секретного агента Луиджи Лураши боссам Paramount, которые работали с Советом ЦРУ по психологической стратегии [СПС], обнаруженные в Библиотеке им. президента Эйзенхауэра (британским академиком Джоном Элдриджем), показывают насколько глубоко ЦРУ могло влиять на индустрию кино в ранние годы холодной войны, несмотря на все их заявления о том, что ЦРУ не стремится к такому рода влиянию. Например Лураши сообщал, что заручился согласием нескольких директоров по кастингу о том, чтобы понемногу вводить в фильм «хорошо одетых негров», в том числе и «достойно представлять негров-дворецких», чтобы таким образом показывать, что «это свободные люди» в фильме «Сангари» (1953), и в сцене в гольф-клубе в фильме Кэдди (1953). В фильме «Arrowhead» (1953) ЦРУ настояло на удалении ключевой сцены, где поднимался вопрос об отношении Америки к индейцам Апачи, в том числе сцену, когда их принудительно отправляли в армию США. Такие изменения не преследовали целью привить обществености то, что сейчас мы называем «политкорректностью». Наоборот, это было предпринято специально для того, чтобы воспрепятствовать возможности Советскому Союзу эксплуатировать плохую репутацию своего врага относительно межрасовых отношений, и служило для создания определённого настроения в обществе, которое в то время ещё продолжало жить в эпоху расовой сегрегации.

Также предпринимались и другие усилия. СПС пыталось [впрочем безуспешно] заказать Френку Капре «Почему мы сражаемся в холодной войне», и предоставить подробности кинопроизводителям об отношениях с СССР, в надежде что те используют их в своих фильмах. Более успешно в 1950-ом ЦРУ вместе с другими спецслужбами вроде Управления по координации политики, и с помощью СПС купило права, а также инвестировало в мультфильм Джорджа Оруелла «Ферма животных» (1954), где присутствовала антисоветская риторика, дабы удовлетворить скрытых инвесторов. Автор Дэниел Либ указывал на то, что прошли десятилетия, прежде чем слухи об участии ЦРУ в «Ферме животных» были подкреплены документально; таким образом, заключает он, «это говорит о масштабе возможностей спецслужб держать такую деятельность в секрете».

Кроме того, производство фильма «1984″ (1956), контролировалось Американским комитетом по свободе культуры, который в свою очередь контролировался ЦРУ. Ключевые моменты фильма были изменены, чтобы демонизировать Советский Союз.

ЦРУ также занималось мухлежом в версии фильма «Тихий американец» 1958 года, что вынудило автора, Грема Грина осудить фильм. Полковник ВВС Эдвард Лендсдейл, оперативник ЦРУ в операциях «Мангуст» [разработка и осуществление саботажа и убийств против Кубы] вступили в переписку с режиссёром Джозефом Манкевичем, который принял его идеи. Они включали в себя изменение финальной сцены, из котрой мы узнаём, что антигерой Редгрейва был обманом вовлечён коммунистами в убийство подозрительного американца, который как выяснилось не был изготовителем бомбы, как до этого считал зритель, а был простым производителем детских игрушек.

За сценой


Было бы ошибочным считать, что ЦРУ являются единственными, кто ведёт свою деятельность в Голливуде. Индустрия на самом деле абсолютно открыта для любых манипуляций различными правительственными службами. В 2000 году выяснилось, что чиновники, занимающиеся проблемами по борьбе с наркотиками потратили десятки миллионов долларов, платив крупным телесетям в США, чтобы вводить антинаркотические идеи в сценарии таких популярных сериалов как «Скорая помощь», «Практика», «Сабрина юная ведьмочка» и «Надежда Чикаго». Несмотря на критику такой вопиющей пропаганды, правительство продолжает применять такие методы, чтобы распространять свои идеи относительно борьбы с наркотиками.

Белый Дом снова обратился к Фабрике Грёз, когда 11 ноября 2001 года в Голливуде было проведено совещание между президентом Бушем, заместителем начальника штаба Карлом Роувом и представителями от каждой из ведущих студий Голливуда, с тем, чтобы обсудить, как индустрия кино может помочь в «Войне с террором». Ждек Валенти, президент ассоциации кинопроизводителей Америки сказал, что содержание беседы было секретным, но Роув чётко изложил ряд просьб. Трудно оценить итоги переговоров, однако продолжение «Рэмбо», к примеру, широко обсуждалось относительно должного его позиционирования. Кроме того, вскоре после встречи появилось несколько сериалов, где присутствует идея национальной безопасности, это были в частности такие сериалы, как «Шпионки» и «Матрица: Угроза».

Встреча в действетльности была всего лишь одной в ряду встреч между Голливудом и Белым Домом в период между октябрём и декабрём 2001 года. Семнадцатого октября в ответа на атаки 11 сентября БелыйДом объявил о создании «Целевой группы в сфере развлечения и искусств», и к ноябрю Валенти взял на себя руководство новой ролью Голливуда в «войне с терроризмом». Как прямой результат встречи, Конгресс провёл консультации с голливудскими деятелями относительно того, как именно формировать новое военное послание для Америки и всего мира. В ноябре 2001 года Джон Романо автор и продюсер популярного телесериала «Третья смена», убеждал Палату комитета по международным отношениям в том, что продукция Голливуда является ключевой в формировании восприятия Америки другими странами.

Пятого сентября 2001 года могущественная Академия телевизионных искусств и наук учредила собственную комиссию под названием «Голливуд отправляется на войну?», где обсуждалось, что индустрия может сделать в ответ на атаки 11 сентября. Правительство на встрече представлял Советник Белого Дома Марк МакКиннон руководитель по связям с индустрией развлечений в Пентагоне Фил Страб. Среди прочих также присутствовали Джефф Цукер, президент NBC Entertainment, Аарон Соркин, автор сценария сериала о Белом Доме «Западное крыло». Сразу после этого Соркин с командой договорились о том, чтобы снять специальную серию, рассказывающую о серьёзной угрозе террористов США под названием «Исаак и Исмаил». Серия получила высший приоритет, была успешно снята и выпущена всего через десять дней после встречи. Продукт отстаивал превосходство американских ценностей, и был наполнен ненавистью против мусульманских джихадистов.

Взаимосвязь Голливуда с национальными органами безопасности остаётся тесной как и прежде: бывший агент ЦРУ Боб Баер рассказал, что «Между ЦРУ и Голливудом существует симбиоз», и сообщил, что бывший директор ЦРУ Джордж Тенет в настоящее время «находится в Голливуде и общается со студиями». Утверждениям Баера придают вес встречи в Сан-Валли, ежегодный слёт в Сан-Валли, ш. Айдахо, где несколько сотен самых известных имён Американских СМИ, включая и боссов всех крупных студий Голливуда, собираются для обсуждения общей стратегии для всех СМИ на будущий год. На фоне идиллии дорогих полей для гольфа, сосновых лесов и чистых озёр для рыбалки заключаются сделки, подписываются контракты и изменяется лицо американских средств массовой информации. Прессе до сих пор не предоставили разрешения для освещения этих корпоративных встреч, поэтому точный характер того, что именно на них обсуждается, никогда не становится известным. Однако известно, что Тенет был основным докладчиком на встречах 2003 и 2005 годов (будучи на тот момент всё ещё директором ЦРУ).

Выводы

Многие могут заключить что современная кинопродукция Голливуда используется в качестве инструмента пропаганды, но факты говорят сами за себя. Могут ли такие агентства как ЦРУ и Пентагон влиять на содержание фильмов, предоставляя взамен консультации, площадки для съёмок и другие возможности? Или способны изменять сюжет сценариев просто при помощи убеждения, или даже принуждения? Продолжают ли они заниматься тайной деятельностью в Голливуде, как делали это в 50-ых, и кроме фильмов возможно влияют на создание телесериалов, чтобы с их помощью доводить свои послания о национальной безопасности в таких сериалах как «24″ и «Шпионка» (звезда последнего, Дженнифер Гарнер даже сделала видео о бесплатном найме для ЦРУ)? Утверждение о том, что секретные агентства стремятся стать более открытыми трудно принимать всерьёз, когда они предоставляют такую скудную информацию о своих отношениях со средствами массовой информации, даже в отношении деятельности, осуществлявшейся много десятилетий назад. Разведчик может и вернулся с задания, но он так и продолжает прятаться в темени кинотеатра.



2015 » Май » 11 / 23:06 / Просмотров: 1161 / Комментариев: 0

omForm">
avatar